Как земляне ушли в партизаны, или история X-Com

Привет всем любителям пошаговых и тактических стратегий!

Сегодня серия X-COM (а точнее некоторые ее части) по праву считается иконой жанра, давайте запустим нашу машину времени и узнаем, с чего же все начиналось, и как она стала такой, какой мы знаем ее сегодня.

Предыстория

Это слайд-шоу требует JavaScript.

А началось все с поражения, да-да именно с поражения. Летом 1982 года военный пилот Билл «Дикий Билл» Стили (Bill Stealey) и программист Сид Мейер (Sid Meier) развлекались в Лас Вегасе – играли на игровых автоматах (это же Лас Вегас!).

После сокрушительной победы Сида в Красном Бароне (так назывался игровой автомат – авиасимулятор), он пообещал создать игру получше за одну неделю, на что Билл ответил: «Ок! Тогда я продам ее во все офицерские клубы ВВС». Сказано — сделано.  Так появилась MicroProse Software, Inc. и ее первая игра Hellcat Ace. Разрабатывая стратегии и симуляторы, компания быстро стала приносить прибыль, и заслужила репутацию создателя отличных игр.

Но давайте на время оставим Сида и Била и познакомимся с братьями Голлопами.

Братья Голлоп

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Именно этих два парня (а точнее Джулиан) создали многопользовательскую тактику Rebelstar Raiders, которую считают прародительницей X-COM. Она быстро завоевала популярность и понравилась поклонникамжанра а также игровой прессе.

У братьев было еще много идей, и после некоторой доработки и дополнений оригинала, мир увидел еще две игры Rebelstar и Rebelstar 2, которые также были тепло встречены игроками и критиками за что вошли в топы лучших игр для ZX Spectrum.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Но мастера своего дела не хотел почивать на лаврах, и начали работать над игрой, которая тоже стала легендарной — «Laser Squad».  В игре сочеталась атмосфера и свежесть идей: возможность экипировки солдат перед началом сражения; влияние морали бойцов на исход боя; интерактивное окружение; настройка уровня сложности; очки действия (все то, за что фанаты позднее увидят и полюбят в «икском»). Игру разметали с прилавков как горячие пирожки. Многие считали ее лучшей стратегией своего времени.

В связи с успехом ее портировали на множество платформ, а позже была выпущена и версия для ПК (DOS).

Интересно, что во время продаж была использована «фишка» многих современных игр —  выпуск DLC. Джулиан создал несколько новых миссий и продавал их через e-mail или пересылал на дискетах обычной почтой.

Несмотря на успех игры и большие объемы продаж компания Голлопа  — Target Games потерпела крах, и была продана Blade Software (дочерней компании MicroProse Software, Inc.). Как часто бывает в таких ситуациях – новый владелец захотел выжать все соки из успешного продукта, и потребовал сиквел Laser Squad.

С головой погрузившись в создание игры, братья, используя все свои предыдущие наработки и новые идеи, создали демоверсию Laser Squad II, и отправили ее на рассмотрение заказчику.

Как мы помним, боссы MicroProse Software, Inc. — легенды игровой индустрии, а они-то знали, что нужно игрокам. Поэтому предложили оставить тактический режим, но приблизить к реальности игровой мир и перенести место действия на Землю, а также добавить больше стратегии в геймплей. После внесенных правок Laser Squad II  умерла и возродилась в новом, близком нам, облике X-COM: UFO Defense (в Европе больше известна как UFO: Enemy Unknown а в версии для PlayStation X-COM: Enemy Unknown.)

И вот, мы плавно подошли к первой игре серии

X-COM: UFO Defense

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Впервые геймеры увидели ее в далеком 1994 году, это была тактическая стратегия с элементами рпг. Именно объединение этих жанров, души и идей братьев Голлоп, а также опыта и проницательности патриархов игровой индустрии (надеюсь, вы поняли о ком идет речь) создали эту шедевральную игру.

Она сразу же заслужила любовь и  признание игроков и игровых критиков по всему миру. X-COM: UFO Defense была сложной, и в то же время очень интересной и затягивающей. Сюжет не блистал оригинальностью, если коротко: на людей напали инопланетяне, а для борьбы с ними был создан проект X-COM, во главе которого был игрок. Но геймплей… геймплей был на высоте. Он состоял из двух частей – стратегической и тактической.

В стратегическом режиме игроку предлагалось обустраивать и развивать свою базу, торговать, исследовать технологии, нанимать солдат, гонятся за НЛО, выполнять задания стран-участниц проекта,… в общем игра не давала заскучать, и заставляла мозг геймера работать на полную мощность, она бросала вызов. Но это была только подготовка к другому режиму – тактическому.

Тактический режим начинался после падения НЛО и отправки на место крушения отряда наших бойцов. Здесь тоже было много интересных решений – очки действия; мораль солдат, которая менялась во время боя; прокачка, в зависимости от действий бойца; уникальные враги со своими умениями и способностями… Стоит отметить что любого члена отряда можно было «кастомизировать» — дать имя, изменить облик и экипировку.

Также хочу упомянуть про атмосферу игры – каждый предмет, персонаж имел свою историю, описание. Игрок вживался в игровой мир, ставал частью его, где каждый вояка был не парочкой цветных пикселей, а боевым товарищем, которого тяжело терять… где на Землю, на МОЮ родную планету!, напали не безликие серые человечки, а самые настоящие пришельцы – страшные враги, которых нужно уничтожить… где…

Что уж говорить, игра заслужила свое место в истории и получила множество наград, а также было написано несколько книг по миру X-COM.

Издатель, видя такой успех и руководствуясь принципом «куй железо не отходя от кассы», начал требовать продолжение в ближайшее время. Братья не пошли на поводу, и отказались делать игру в указанные сроки. И MicroProse начали сами разрабатывать сиквел.

X-COM: Terror from the Deep

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Который вышел в 1995. Это была все та же X-COM: UFO Defense только немного в другой обертке и под водой. Исправили несколько багов, добавили своих, изменили текстурки, переименовали и добавили несколько новых предметов и характеристик. Voi la! Новая игра готова! Фанаты прошлой части раскупили, поиграли и забыли.

Третью часть разрабатывали уже братья Голлоп, и называлась она

X-COM: Apocalypse

Это слайд-шоу требует JavaScript.

На создание игры ушло 3 года. Издатели часто вмешивались в творческий процесс и заставили выпустить игру раньше полной готовности. Главное новшество – тактический режим можно было проходить пошагово или в реальном времени с тактической паузой. Фанаты неоднозначно приняли нововведение и разделились на два лагеря – старых игроков, которые любили пошаговые бои, а также новых, которые только познакомились с игровой серией и видели за «риалтаймом» будущее.

В X-COM: Apocalypse улучшили искусственный интеллект, теперь он подстраивался под действия игрока; «подкрутили» графику – она стала более сочной и цветастее; добавили многопользовательский режим по локальной сети или за одним компьютером; изменили политическую карту и добавили организации, которые играли роль государств из прошлых частей.

Как часто бывает в таких ситуациях – после улучшения графики, добавления множества новых возможностей и интересных идей разработчики, не сумев все это объединить, и как следует отшлифовать, растеряли атмосферу и душу игры. Впрочем, многие считают ее венцом творчества братьев и лучшей среди первых «икскомов».

На этой игре кончается классическая серия X-COM, но в цехах игровой индустрии продолжают коватся

Спин-оффы игры

И первый из них X-COM: Interceptor. Игра вышла в 1998 году, и хронологически действие происходит до событий X-COM: Apocalypse.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Теперь это космический симулятор в стиле Wing Commander, где мы должны защищать несколько космических секторов. На первый взгляд это совсем другая игра, но если приглядеться – все тот же старый X-COM, где также необходимо строить базу, нанимать пилотов и снаряжать корабли, исследовать артефакты, сражаться с пришельцами и зарабатывать деньги.

В 1999 году компания Hasbro Interactive создала бюджетную пошаговую стратегию X-COM: First Alien Invasion по принципу «игра по почте». Она не была популярной, и вскоре после выхода, сервера закрыли и об игре забыли.

2001 год. Продолжаются эксперименты над серией.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Infogrames издает X-COM: Enforcer, теперь это шутер от третьего лица, чем-то похожий на Serious Sam. Большинство миссий сводится к простой задаче «уничтожить врагов и спасти заложников». Бегаем, стреляем, после убийства противника остается…, нет не мокрое место, а очки данных, которые мы собираем и используем для исследований и улучшений.

Игра получила множество негативных отзывов, и на этом издевательства над серией прекратились на долгих 11 лет. Да, были еще идейно похожие игры, можно вспомнить хотя бы Xenonauts или серию UFO, а также фанатские модификации первых игр, такие как UFO2000, UFO: Alien Invasion, OpenXcom… Но эта статья не о них.

И вот, в 2012 году выходит долгожданный ремейк игры 1994 года

XCOM: Enemy Unknown

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Новый «икском» сразу завоевал любовь геймеров и критиков, и это не удивительно, так как он создавался под крылом дедушки Сида, который знает толк в своем деле. Firaxis (компания-разработчик игры) не просто сменила обертку X-COM: UFO Defense, а полностью переосмыслила и переделала ее, так, как считала нужным. В итоге у них получилось создать игру, с душой и атмосферой оригинала, где каждый персонаж «живой»; с интересным сюжетом и затягивающим геймплеем; с хорошей тактической частью; с разнообразием вооружения и исследований.

Конечно, не обошлось без слабых сторон – многим не понравилось упрощение игры и однообразие игровых локаций, а также легендарные промахи при шансе попадания 90%.

Firaxis не сидели сложа руки, и через год выпустили дополнение Enemy Within, в котором добавила новых противников и оружие, а также увеличила возможности улучшения солдат и исправила некоторые недостатки основной игры.

Не стоит забывать и о фанатах. Они тоже занимались делом и создали модификацию Long War, которая добавляла большую кучу и маленькую тележку «вкусностей» в игру: оружие, задания, технологии, специализации для солдат и много чего еще. А также вносила большие изменения в баланс. Фанаты-разработчики усложнили и разнообразили, а также значительно удлинили игру.

Но следуя олимпийскому девизу «быстрее, выше, сильнее!» модификация иногда перегибает палку, и игра теряет динамику. Также спорными являются изменения баланса всего лишь путем увеличения «жирности» персонажей (очков брони и жизни).

В том же году что и Enemy Within, 2K Marin выпускают свой Mass Effect в мире X-COM под названием

The Bureau: XCOM Declassified

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Что можно сказать про игру? Средняя игра, игра класса «поиграл и забыл». Линейность; однообразие локаций; «провалы сюжета»; формальный выбор в диалогах, который ни на что не влияет; скудное древо умений… но вместе с тем игра может похвастаться отличной стилистикой под 60-е, интересными героями, а сражения на высоком уровне сложности способны увлечь на некоторое время.

Если подвести итог, то игра способна затянуть на несколько вечеров, а фанатам серии и жанра может даже понравится.

Несколько дней назад ушла в релиз

XCOM 2

Это слайд-шоу требует JavaScript.

которая должна вобрать в себя все лучшие наработки серии. Игра уже получила много лестных отзывов, но страдает от «детских» болезней – баги, тормоза и проблемы с балансом. Но я уверен, что разработчики исправят все ближайшими патчами и она займет достойное место в серии.

Всем у кого хватило силы воли дочитать – Спасибо! 😉

Надеюсь, Вы почерпнули что-нибудь полезное и интересное из этого обзора.