Гангстерская стратегия. Обзор Omerta — City of Gangsters

Игра Omerta – City of Gangsters вышла 31 января 2013 года. Но за три года своего существования она так и не добилась особой популярности. Даже люди, которые любят игры с пошаговыми боями, чаще всего ничего о ней не знают. И мне кажется, это очень печально, потому что игра на самом деле довольно хороша.

Что же представляет из себя Omerta – City of Gangsters? Это стратегия в сеттинге гангстерской Америки времён Сухого Закона, где вам отводится роль главы преступной группировки. Геймплей немного напоминает XCOM: Enemy Unknown. В Омерте игровой процесс тоже делится на две части: в первой вы строите свой гангстерский бизнес, во второй – дерётесь с полицией и конкурентами.

В «экономическом» режиме Омерты вы оказываетесь в том или ином районе Атлантик-Сити, где вам нужно создать более-менее устойчивую схему получения дохода, выполняя попутно сюжетные квесты. Город вы видите сверху, в изометрической проекции, можно приблизить изображение, разглядев в подробностях улицы, дома, людей. Тех, кому графика в игре важна в первую очередь, Омерта, скорее всего, огорчит. Но не факт. Потому что картинка получается всё же красивая, а главное – очень атмосферная. И то, что недодаёт графика, восполняет звук. Медитативные джазовые мелодии сопровождают каждую миссию, расслабляя и исподволь погружая игрока в неторопливую и бесконечно стильную атмосферу Америки двадцатых годов, времена частных детективов и роковых женщин, широкополых шляп и нуара, мафиозных кланов и нелегальных баров, утопающих в клубах сигаретного дыма. Озвучка персонажей и вовсе выше всяких похвал, у каждого своя неповторимая интонация и манера говорить, прекрасно сочетающаяся с его образом, созданным портретом и биографией.

Но вернёмся к экономической составляющей. На каждой карте доступно определённое количество зданий, которые вы можете арендовать, чтобы открыть в них свой бизнес. Поначалу почти все дома, доступные для аренды, скрыты, их нужно искать, беседуя с информаторами. Некоторые из них благосклонно открывают свои секреты за ящик пива или небольшое количество денег. Но чем дальше, тем сложнее становится добиться их сговорчивости. Вообще-то, можно и не добиваться. Но иногда только последний информатор открывает на карте жилище местного преступного гения или шерифа, которые жаждут продать вам уникальное оружие. Уникальное оружие очень важно в Омерте, поэтому упускать его – неправильно.

В Омерте есть три вида ресурсов: пиво, крепкий алкоголь и оружие. Всё это можно производить и продавать, как в собственных заведениях, так и работая с независимыми поставщиками и клиентами. Эти поставщики и клиенты появляются совершенно случайным образом, так что рассчитывать на них сложно. Но иногда они предлагают очень выгодные сделки, так что лучше всё-таки просматривать окошко, где гангстерский мир Атлантик-Сити обменивается объявлениями о купле-продаже. Тем более, вряд ли вам удастся добиться идеального баланса между сбытом и производством. То у вас некуда будет девать алкоголь (а склад – не резиновый, и если он переполнится, продавать излишки придётся за бесценок, пуская скупую слёзу из-за утраченных прибылей). То оружейные магазины будут простаивать из-за отсутствия товара. А можно вообще ничего не производить, обеспечивая все свои точки сбыта за счёт одних только объявлений или покупок/грабежей в местных независимых пивоварнях и складах. Это рискованный, но тоже вполне возможный путь. В общем, вам всегда будет, чем заняться.

Независимые заведения можно выкупить, наладив с владельцем тёплые отношения, а можно вообще с помощью налёта разрушить, превратив в свободный, доступный для аренды дом. Но уничтожать и выкупать все независимые предприятия подряд не стоит, чаще они приносят больше пользы, оставаясь самостоятельными. Например, если вы ограбите независимый склад, он перестанет быть доступен навсегда. А вот купить там товар можно сколько угодно раз, выждав только время, когда он снова там появится. Кроме того, если вы регулярно снабжаете какой-нибудь бар или клуб, его владелец начинает тепло к вам относиться. И вы сможете подставить его, когда у вас начнутся проблемы с полицией.

Изобилие построек в Омерте предполагает самые разные комбинации зданий для получения прибыли. Чтобы снабжать бары и клубы, пригодятся пивоварни и алкогольные заводы. Букмекеры повысят эффективность ваших боксёрских рингов, отели обеспечат приток туристов, и казино начнут приносить больше прибыли… В общем, вариантов много, и естественно, лучше всего быстренько открывать карту, чтобы получить представление об обстановке, о том, как будет оптимально развиться именно в этом районе. Но к сожалению, в Омерте так сложно обанкротиться, что можно и не заморачиваться какими-то там подсчётами наилучшей схемы, а развиваться только так, как хочется. Но если вы построите свой бизнес плохо, деньги будут капать к вам на счёт очень, очень медленно. Поэтому всё-таки есть мотивация делать это хорошо и искать новые пути получения прибыли. Но это всё как-то не критично, нет такого, что приходится прямо-таки ломать голову, в ужасе пытаясь придумать какую-нибудь работоспособную схему. Всё очень, очень спокойно. Я считаю, это главный минус Омерты. А в сочетании со сложными боями (о которых позже) получается явный дисбаланс: вам всегда будет проще получить деньги «мирным» путём, риск почти всегда не сообразен возможной награде. А играем-то мы всё-таки за гангстера! И очень странно, что путь, предлагаемый самой игрой, предполагает, что вы будете всячески избегать перестрелок, ограблений банков и прочих авантюр. Единственное, что можно сказать по этому поводу в оправдание Омерты: совершенно никто не мешает вам играть очень агрессивно, ввязываясь во все драки, какие вы только найдёте на карте. Это, конечно, будет сложнее (без хорошего оружия, пожалуй, вообще ничего не получится), но зато интереснее.

Но хватит о грустном. В отличие от экономики, бои в Омерте сложные, особенно ближе к концу игры. Врагов всегда будет больше, чаще всего у них будет ещё и больше здоровья, чем у ваших гангстеров. И они обычно не ждут по одному-по двое в разных частях карты, когда же вы до них дойдёте, чтобы с ними сразиться, а напротив, сбегаются на звуки выстрелов. Одним словом, хорошее оружие и хорошая прокачка – единственный способ хоть как-то уравнять шансы.

В режиме боя вы руководите группой из максимум четверых своих гангстеров. У каждого из них есть определённое количество ОП – очков передвижения и ОД – очков действия. Как несложно догадаться, ОП тратится на перемещение по карте, а ОД – на действия: атаки или применение особых способностей. Особые способности свои у каждого гангстера, выбрать их нельзя. Это может быть лечение, особая защитная стойка, дымовая граната, в общем, они разные.

На карте имеются укрытия, ими желательно пользоваться, чтобы снизить вероятность попадания в вашего гангстера. Впрочем, атаки всё равно имеют процентный шанс попадания, так что будут и самые нелогичные ранения гангстеров, стоящих в идеальных укрытиях. К счастью, рандом тут всё-таки не очень жестокий. Интуитивно он кажется довольно справедливым. Чаще всего высчитанный игрой шанс попадания выглядит вполне логичным, он сильно зависит от расстояния и вида оружия, чуть в меньшей степени – от укрытия.

Оружие есть огнестрельное (пистолеты, револьверы, дробовики, винтовки, автоматы и пулемёты) и рукопашное (кастеты, ножи, биты и огнемёты). Любому гангстеру можно выдать любое оружие, какое у вас есть, хотя иногда его характеристики прямо-таки предрасполагают к какому-то определённому варианту. Каждое оружие имеет плюсы и минусы, так револьверы наносят не такой уж большой урон, зато вооружённый ими гангстер будет отстреливаться, когда в него стреляют. А винтовки имеют высокий шанс попадания издали, и урон у них приличный, но ОД на каждый выстрел требуется столько же, сколько на два из пистолета.

Гангстеры открываются по мере прохождения игры. Их биографии в сочетании с портретом и замечательной озвучкой великолепно передают характер. Каждый из них – самостоятельный, интересный персонаж. У каждого есть класс, но этот класс (мошенник, вор, лидер, силовик, киллер) применим только во время экономического режима, для боя никаких классов не предусмотрено, развитие тут очень свободное получается. Большую часть гангстеров вы можете развить почти любым способом, подгоняя их под идеальное использование выбранного вами для них оружия. Хороший боевик может получиться из любого гангстера, так что можно смело выбирать тех, кто нравится, и строить из них боеспособную команду. С ростом уровня гангстеры получают перки, которые либо увеличивают стартовые характеристики, либо дают какие-то другие бонусы. Получается, что даже если изначальные характеристики гангстера как-то не радуют (труслив он, например, сверх всякой меры), за два-три уровня вы этот недостаток можете выправить, а дальше развивать его спокойно в том направлении, в каком вам нужно. Самое главное – довести ОД гангстера до того, чтобы он мог выстрелить из оружия, которое вы ему даёте, достаточное количество раз, а желательно даже не просто выстрелить, а выстрелить прицельно (такой выстрел – это ещё +1 ОД к стоимости).

Ещё в Омерте есть мультиплеер (только боевая составляющая игры) и песочница. Но рассказывать о них особенно нечего, если мне удалось вас заинтересовать, с этими режимами вы познакомитесь самостоятельно. Надеюсь, я смогла донести главное: несмотря на не самые лучшие отзывы и не самые благожелательные обзоры, Omerta – City of Gangsters – игра хорошая. Среди плюсов можно назвать очень свободную систему развития, что в экономическом режиме, что в боевом (прокачка гангстеров), прекрасную атмосферу, удобный интерфейс. Среди минусов –странноватые порой квесты и дисбаланс между лёгкой экономикой и сложными боями. Скорее всего, Омерта понравится любителям пошаговых боёв и ценителям гангстерского антуража.