Краткий обзор на стратегии от Paradox Interactive (Hearts of Iron, Виктория, Europa Universalis)

Вступление

Почему я решил написать сразу о трёх играх сразу? Потому что они очень похожие, но в то же время разные. Тем более конвертеры сейвов позволяют вам начать в Европе, а закончить в Hearts of Iron. Кто-то может спросить: «А почему ты ещё и Crusader kings не включил в их число?». Дело в том, что Сrusader kings немного не про это. Да, те же провинции. Да, общие черты имеются. Однако в ней игра скорее за себя (за свою династию), а не за государство. Ну и вторая причина —  я в неё слишком мало наиграл:) Поэтому про Сrusader kings вам расскажет кто-нибудь ещё.

Общие черты

Общие черты этих стратегических игр: глобальность (охватывает весь мир), общий движок, система событий, похожий интерфейс. Начнём по порядку:

1) Глобальность.  Можно играть за абсолютно любую страну, которая показана на карте. Конечно за какое-нибудь Сан-Марино во второй мировой поиграть не получится, так как оно на карте даже не отмечено, но оно и не нужно. Хотите начать играть за индейские племена в 15 веке, чтобы успеть собрать серьёзные силы перед колонизаторами и надавать им по рогам? Не вопрос. А может быть хотите заниматься собиранием немецких земель за какое-нибудь маленькое немецкое государство? Или начнёте играть за Египет в 19 веке и попробуете сохранить независимость и своими силами построить Суэцкий канал? Или за Польшу перед второй мировой, чтобы попробовать остановить немцев? Всем этим игра позволяет заниматься, вот только это может быть очень тяжело;)

2) Общий движок. Вся мировая карта разделена на провинции. В каждой игре по разному, но суть та же. Эти провинции могут принадлежать государствам, а могут вообще никому не принадлежать и их можно колонизировать. У них свой рельеф, в них находятся войска, здания, заводы, люди. Войска двигаются из одной провинции в другую и это и есть ваше участие в командовании войсками. Когда они вступили в бой, вы можете только дать им приказ отойти или прислать подкреплений.

3) События (event) – это разные сообщения, которые происходят в государствах. Некоторые из них происходят случайно, некоторые привязаны к дате, большинству надо определённые условия для выполнения. Эти события либо дают вам выбор, либо просто ставят вас пред фактом. К слову о выборе, в Европе довольно часто происходит событие «комета» и вам даются 4 выбора, каждый из которых уменьшает вам стабильность. А в Виктории точно такое же событие увеличивает очки науки. Часто эти события не особо важные. Когда в Виктории в очередной раз вам говорят, что где-то священники бастуют, или где-то старик наловил огромное количество рыбы, которое вы можете забрать или раздать местным жителям, уже тыкаете сразу, не читая. А некоторые события крайне важны и поворачивают мировую историю в разные русла. Например, пакт Молотова-Риббентропа или мюнхенский сговор.

Europa Universalis

Действие игры в четвёртой её части разворачивается с 1444 по 1821 года.(В третей начиналось в 1399). Я буду говорить в своём обзоре о 4 части, так как она новее и, на мой взгляд, лучше остальных. Разработчики всё-таки двигались вперёд и не только графику корректировали, но и саму суть игры, чтобы она становилась интереснее. Самый главный ваш ресурс в этой игре – политические очки, которые даёт вам ваш правитель(поэтому и важно иметь хорошего и умного), ваши советники и некоторые другие более частные вещи. На эти очки вы двигаете технологическое развитие вашего государства вперёд, принимаете общественные политики, строите здания (на это нужны и деньги), национализируете провинции и много чего ещё. Так же важна стабильность вашего государства, потому что низкая стабильность увеличивает риск восстаний, а бесконечные восстания пользу явно нести не будут. Ну и куда без денег, конечно же. На них вы нанимаете и содержите войска. Учитывая почти 400 лет, которые у вас имеются на игру, то можно ставить себе какие угодно цели и пытаться их выполнить. Конечно, необязательно начинать игру в 1444, можно начать с любого времени, которое вам интересно.

Виктория 2

Действие: 1836-1936. В этой игре можно заниматься внутренними делами государства и это будет интересно, так как экономическая система здесь отличается от двух других игр. В каждой провинции есть своё население и ресурс, который там добывается. Население может работать на шахтах или в поле и добывать его, может податься в кустари и производить промышленные товары. Существуют так же солдаты из которых вы нанимаете бригады, священники, которые занимаются образованием населения, чиновники, которые занимаются управлением и собирают налоги. С появлением заводов, население может податься на работу в них. С технологическим движением вашего государства, фабрики становятся всё более эффективными, постепенно вытесняя кустарей. Виктория вообще весьма хороша в этом плане. Целые экономические гайды можно найти на просторах интернета. Но, конечно же, повоевать здесь тоже можно и нужно. Да и колонизацией заняться. Да и появление новых партий(социалистов, фашистов, либералов) не даст вам жить спокойно, так как у власти обычно в начале игры консерваторы. Реформы они не очень любят. А с ростом сознательности населения без реформ никуда.

Hearts of Iron

В начале надо рассказать о разнице в частях игры. В третей части провинций стало столько, в отличии от второй, что самому управлять войсками стало довольно тяжело. В особенности, на восточном фронте, где пространства огромны и армий очень много. Во второй такой проблемы не было, можно было и самому справляться с управлением. Поэтому говорить я буду об обеих частях сразу, так как геймплей в этих играх стал отличаться. В третьей части можно заниматься производством, технологиями, модернизацией армии, но вот управление можно отдать компьютеру. А на мой взгляд, именно ведение боевых действий – это самое главное в этой игре. А так отдал компьютеру управление войсками и смотришь, как компьютер воюет против компьютера. А если возникла критическая ситуация? Например, немцы уже под Москвой? С таким количеством провинций неделю боевых действий на восточном фронте можно отыгрывать минут 40. Поэтому у второй части и осталось великое множество поклонников, выпускающих к игре моды и собирающихся на форумах поиграть в онлайне. Скоро выйдет 4 часть, будем надеется, что она возьмёт всё самое лучшее от серии.

Теперь к самой игре. Действие начинается в 1936. Заканчивается в разных частях по разному, но эту дату можно подкорректировать под себя в любой из частей. 1936 год. Гитлер у власти в Германии, в Советском союзе вот-вот произойдет «великая чистка». Весь мир готовится к войне. В Hearts of Iron мирное развитие не очень интересно, потому что самое главное в развитии – это то, в каком вы состоянии подойдёте к войне, и с кем будете воевать. Без войны играть не получится, война будет. Даже если вы решите отыграть миролюбивого Гитлера, тогда войну развяжет кто-нибудь ещё. Без этого никуда. Но возможности поменять историю у вас имеются. Можно не подписывать пакт Молотова-Риббентропа и воевать с Германией за Советский союз уже в 1939, но не удивляйтесь, если запад в войну не вступит. Можно играть за Румынию и не вступать в Ось, а соблюдать нейтралитет и ждать удобного момента для нападения на Германию. Или же начать воевать раньше с Болгарией, Венгрией или Югославией, чтобы их завоевать и увеличить промышленный потенциал. Но ждите нападения Германии или Советского союза в любую минуту. И, конечно же, вас могут поддержать другие державы. Хотя бы Союзники. И вот так можно развязать вторую мировую году эдак в 1938. Только надо смотреть, чтобы не оказаться в полном меньшинстве.

Минусы

Я рассказывал о бесконечных возможностях данных игр,  теперь можно поговорить и о минусах.

1) Достаточно часто вам придётся ждать и просто проматывать время. Даже в Виктории без войны бывает скушновато. В войне, конечно же, интересно. Но вот без войны… Ждать, когда восстановятся рекруты в Европе? Ждать пока упадёт бесчестье в Виктории (бесчестье – это основная вещь, которая ограничивает вас  в бесконечном захвате, когда он набирается выше 25, у любой страны появляется повод к войне с вами, и можно оказаться в войне со всем миром)? Усиленно готовится к войне за Советский союз в Hearts of Iron, а Германия никак не нападает? А  вы понаделали ополченцев, которые очень плохо показывают себя в атаке, и сами пойти в нападение не можете? Это может надоедать

2) Эти игры просто убийцы времени, хотя Цивка тоже, но всё-таки, чтобы отыграть компанию с даты начала и до конца то времени уйдёт просто уйма.

3) Тяжелые в освоении. В особенности это касается Hearts of Iron. Когда я показал другу эту игру, он спросил: «Как в это вообще играть?». Даже после прохождения обучения во всех играх, останется очень много того, что вы ещё не поняли. И понадобиться ни один час, чтобы разобраться что к чему.

Плюсы

1) Историчность. Для любителей истории это будет интересно.

2) Игра захватывает с головой. Можно приходить со школы/универа/работы и сразу садится играть. Так как там война с каким-то серьёзным противником, от которой зависит судьба всей компании:)

3) Музыка. Кому-то она может не понравится, но я её просто обожаю.

4) Неограниченность возможностей. Стройте государство так как вам хочется. Хотите привести к власти коммунистов в Виктории? Вперёд! Только не воюйте с ними, когда они восстанут и дайте им занять столицу. Куча разных возможностей существует.

5) Игра целей вам особо не ставит, вы сами себе их ставите. Для меня это безусловных плюс.

Итог

Эти игры не для всех, но если вам кажется, что вы осилите глобальные стратегии, то это ваш выбор. Вы можете скачать допустим Hearts of Iron II и не уйти дальше стартового меню, а можете разобраться и засесть на неделю. Выбор делаете вы!