Население и его рост в Sid Meier’s Civilization V

Этой статьей я начинаю рассказывать более подробно о фундаментальных вещах в Sid Meier’s Civilization V, при этом раскрывая все факторы формирования чисел в демографии. В этой статье речь пойдет о населении и его росте.

Содержание статьи

  • Зачем нужно растить город?
  • Откуда брать пищу для роста городов?
  • Механика роста городов
  • Как ускорить темп роста городов?
  • Население и урожайность в демографии
  • Нации, которые имеют бонус на рост городов

Примечания

  • Математические выкладки были сделаны на быстрой скорости игры и могут отличаться на других скоростях.
  • «Нулевой житель» — это та клетка, на которой стоит город. Соответственно, он ее обрабатывает всегда. Нулевой житель не учитывается при подсчете населения и не потребляет два яблока.

Зачем нужно растить город?

Во-первых, это наука, ведь каждый житель – это +1 наука к базовому значению в городе (более подробно о науке читайте в соответствующей статье). Во-вторых, вы сможете обрабатывать больше клеток, что даст больше продукции к примеру.  В-третьих, города с бОльшим населением при присоединении дорогой к столице дают больше золота. Конечно, можно найти еще причины, но основные уже были названы.

Откуда брать пищу для роста городов?

  1. Обрабатываемые клетки и их улучшения. Постройка фермы вам даст +1 к пище изначально, после открытия госслужбы или удобрений еще +1 . Плантации и выгоны после открытия удобрений также будут давать на 1 яблоко больше. Изначально же выгоны на овцах вам дадут дополнительное яблоко. Рудники на соли будут давать помимо 1 молотка еще и 1 яблоко. Постройка рабочими лодками улучшений на морских ресурсах (рыбы, крабы, киты, жемчуг) даст вам дополнительное яблоко. Фермы-террасы для инков дают по +1 еды от каждой соседней горы. Польдеры для Голландии добавят 3 еды.
  2. Здания в городе. Постройка амбара вам даст не только +2 к пище в городе, но и на 1 яблоко увеличит еду на клетках с оленями, пшеницей и бананами. Так же еду в городе дает постройка водяной мельницы (+2) или больницы (+5). Постройка маяка даст +1 яблоко на морских клетках, а на клетках с рыбой дополнительно +1. (Тем самым, клетки с рыбой после постройки маяка без улучшений рабочими лодками будут давать 4 еды и 1 молоток).
  3. Чудеса природы: озеро Виктория (+6), Килиманджаро (+3), Шри Пада (+2), Улуру (+2), Гибралтарская скала (+2), Большой барьерный риф (+2).
  4. Чудеса света: Висячие сады (+6), Петра (+1 кроме на пустынных клетках за исключением пойм).
  5. Караваны. Для отправки каравана на еду необходимо построить в городе амбар. Количество еды, которое будет приносить караван, зависит от эпохи игры и типа каравана (морские приносят больше еды). Также отметим, что принятие политики «железный занавес» в порядке увеличит на 50% количество приносимой еды.
  6. Пантеоны и верования: Богиня охоты (+1 к пище от лагерей), Бог солнца (+1 к пище от цитрусовых, бананов и пшеницы), Накорми мир (+1 от святилищ и храмов).
  7. Общественные институты: землевладельческая элита (+2), третья альтернатива (автократия, +5)
  8. Приморские города-государства: Библ, Ванкувер, Веллингтон, Квебек, Кейптаун, Манила, Могадишо, Момбаса, Ормуз, Панама, Рагуза, Рига, Сидней, Ур. Эти города-государства дают дополнительные яблоки только столице, если вы друг города-государства, и всем городам (столице больше), если вы — союзник. Количество же еды зависит от эпохи.

Прежде чем поговорить о том, как быстрее вырастить город, давайте обратим внимание на механику роста города. Для того, что бы вырастить город до следующего жителя, вам необходимо накопить определенное количество еды, которое зависит от скорости игры и имеющегося количества жителей. При этом нужно не забывать, что имеющиеся жители потребляют по 2 яблока каждый (в некоторых случаях, описанных ниже, меньше), потому из получаемой пищи будет отниматься 2*(количество жителей) яблок. Разберем механику роста на примере.

Улунди1

Город Улунди имеет 5 еды  от ландшафта (то есть от обрабатываемых клеток): 2 от «нулевого» жителя и еще 3 от клетки с оазисом. Из получаемых 5 яблок теряем 2 на содержание имеющихся жителей. То есть наш чистый прирост составляет +3. Для того чтобы вырасти до 2 жителей нам надо накопить 10 еды.

Улунди2

Итак, мы выросли до 2 жителей. Теперь мы тратим на содержание двух жителей 4 яблока. Получаем всего 8 яблок (2 от «нулевого жителя», 3 от оазиса и 3 от пшеницы), чистый прирост +4 яблока. Чтобы город вырастить до 3 жителей надо накопить 16 еды.

Улунди3

Повторим аналогичные рассуждения. Получаем яблок 10 (=2 +2+3+3), тратим 6 на содержание трех жителей, чистый прирост +4. Для того, что бы вырастить до четырех жителей надо накопить уже 22.

Отметим, что на другой скорости вам надо накопить больше еды (чтобы вырастить на средней скорости город до двух жителей вам надо накопить не 10, а 15 яблок).

Итак, как же ускорить процесс роста города? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подчеркнем разницу между суммарным производством пищи и чистым приростом: чистый прирост (+4 в последнем примере) есть разница между получаемой городом пищей и едой, потраченной на содержание жителей.

Как ускорить тем роста городов?

  1. Здания. Акведуки и медицинские лаборатории сохраняют определенное количество еды при росте города, то есть после того, как вырос город, вы начинаете копить на нового жителя не с нуля, а с некоторого количества. Акведук сохраняет 40% еды, а медицинская лаборатория еще 25% (то есть суммарно будет с акведуком 65%). Приведем пример. Если б у нас был акведук в городе, то в момент выроста до 2-ух жителей, у вас бы сохранилось 40% от накопленных 16 яблок (=6.4), и вы бы начинали копить на третьего жителя не с нуля, а с 6.4. Другими словами действие акведука и медицинской лаборатории можно описать, как уменьшение на 40% (или 65%) порога для появления нового жителя. Ацтеки имеют возможность построить плавучие сады (только если город стоит ярдом с рекой или озером), которые дадут +15% к суммарному производству пищи.
  2. Социальные политики: гражданское общество (Свобода, специалисты потребляют в два раза меньше пищи, то есть каждый житель-специалист требует не два яблока, а один), закрытие традиции (+15% к чистому росту во всех городах), землевладельческая элита (+10% к суммарному производству пищи в столице).
  3. Чудеса света: Храм Артемиды (+10% к суммарному производству пищи во всех городах)
  4. День любви к отчизне: +25% к чистому росту в городе. Для того чтобы начался День любви к отчизне необходимо присоединить к империи требуемый городом ресурс роскоши.
  5. Пантеоны и верования: обряды плодородия (+10% к чистому росту в городе), мечи на орала (+15% к суммарному производству пищи в городе в мирное время)

Очевидно, что лучше иметь бонусы на суммарную выработку пищи в городе. Поясним на примере: у вас 200 накопленной еды из 250 до следующего жителя, ваш чистый прирост +10 яблок. Тогда 10% к чистому росту даст дополнительно 1 яблоко (и будет в итоге +11), а 10% к производству пищи в городе даст +20 яблок (в итоге будет +30 яблок). Именно поэтому храм Артемиды является самым важным чудом на рост города. А в случае взятия верования мечи на орала, то, скорей всего, вам сразу кто-то объявит войну, чтобы бонус верования не действовал. Плавучие сады же являются одной из причин, почему банят ацтеков. Только представьте, как будет расти город ацтека с храмом Артемиды и плавучими садами…

Подытожим все вышесказанное в виде формулы для подсчета чистого прироста в городе (в случае принятия института гражданское общество слагаемое 2(количество жителей) будет заменено на (количество специалистов)+2(количество жителей — количество специалистов):

формула роста населения

Население и урожайность в демография

Дальше я расскажу о том, какие выводы можно сделать из демографии по первым двум строчкам: население и урожайность. Для начала предоставлю таблицу, которая связывает число жителей в городе с соответствующим значением в демографии.

Жителей в городе Значение в демографии, тыс Жителей в городе Значение в демографии, тыс Жителей в городе Значение в демографии, тыс
1 1 11 823 21 5037
2 6 12 1051 22 5738
3 21 13 1315 23 6498
4 48 14 1618 24 7321
5 90 15 1963 25 8207
6 150 16 2352 26 9160
7 232 17 2787 27 10181
8 337 18 3271 28 11273
9 469 19 3806 29 12436
10 630 20 4394 30 13675

Суммарное значение в демографии – это сумма соответствующих значений для каждого города.

Выводы по населению и урожайности из демографии

  1. Помните, что значение в демографии не всегда означает, что суммарно у вас больше жителей. Например, один город с 10 жителями будет в демографии как 630 000, а два города с 7 и 8 жителями: 232 000 + 337 000 = 569 000. То есть в демографии отдается предпочтение крупным городам. Даже один город с 30 жителями будет давать в демографии меньше, чем три города по 20!
  2. До того, как вы встретили соперника, практически всегда можно сказать, сколько городов и какие по численности. Для этого надо подумать, из каких чисел можно составить его значение в демографии. Например, вы видите 112 000. Предполагаете, что столица дает 90 000, остальные города значит 21 000 и 1 000, то есть у него города 5, 3, 1. Правда стоит отметить, что не всегда можно получить однозначное представление значения. Например, один город с 5 жителями будет отображаться так же, как и три города с 4, 3, 3 жителями (48 000 + 21 000 + 21 000 = 90 000). Поэтому важно отслеживать момент постановки второго города (особенно в дуэли). Иногда это можно сделать по очкам, но надежнее это сделать по численности населения. Если вы увидите 7 000, 22 000 или 49 000, знайте: соперник поставил второй город (эти значения соответствуют столице с 2,3 или 4 жителями и второму городу с 1 жителем).
  3. После того, как вы встретили соперника, но не видите столицу, вы всегда можете посчитать количество жителей в ней. Причем это делается еще легче, чем во втором пункте. Для этого из значения демографии надо вычесть соответствующие значения известных городов (можно увидеть все города соперника с их численностью в дипломатии), посмотреть в таблицу и определить, скольким жителям соответствует оставшееся значение. Например, у соперника города 10, 8 и 4, а в таблице 2 978 000. Вычитаем подходящие значения 10, 8 и 4 из суммарного значения: 2 978 000 – 630 000 – 337 000 – 48 000 = 1 963 000. Смотрим в таблицу и определяем, что столица у соперника имеет 15 жителей.
  4. Помните, что N жителей потребляют 2*N яблок. Если вдруг у вашего соперника еды оказалось меньше чем 2*N жителей (а сколько жителей у него, вы всегда можете определить из демографии), то он строит поселенца (или город голодает из-за варваров, например – но это, сами понимаете, маловероятно). Например, у соперника 21 000 населения и урожайность всего 3. У него 3 жителя, которые должны потреблять 6 яблок, но у него их только 3. Значит, соперник строит поселенца. Отметим, что значение урожайности не может быть ниже 2 (эти 2 яблока дает нулевой житель). Так же поселенец может строиться не только за счет производства, но и избытка еды (об этом речь пойдет в разделе производства). Еще важно помнить, что соперник может не строить поселенцев, пока не возьмет политику совместное управление в воле.
  5. Помните, что в демографии не отображаются бонусы от городов-государств. Вы видите в графе урожайность только суммарное производство пищи во всех городах. Таким незаметным образом может увеличивать свое население Сиам, который имеет увеличенный бонус от городов-государств.

Нации, которые имеют бонус на рост городов

  1. Ацтеки. Выше мы уже описывали бонус, который дают плавучие сады.
  2. Голландия. Польдеры, которые строятся на поймах или болотах, дают изначально +3 яблока, но после экономики добавиться еще 2 золота и молоточек.
  3. Индия. Что может ограничивать рост города? Прежде всего, счастье. У Индии имеется прекрасный бонус: количество несчастья уменьшается в два раза. То есть город с 10 жителями дает всего 5 несчастья, когда у всех остальных 10.
  4. Инки. Всегда нам приходится выбирать между ростом города и производством. Инки благодаря террасам могу совмещать и то и другое. Правда, только если рядом будут холмы с горами….
  5. Испания. Все-таки я запишу сюда Испанию, так как любое чудо на яблоки даст в 2 раза больше бонусов. Испанская виктория будет давать целых 12 яблок! Только будут ли такие чудеса рядом с Испанией и как к этому отнесутся соседи….?
  6. Марокко. Бонусы от касб напоминают бонусы Петры. Касбы дают на клетках пустыни (но не пойм) +1 золото, +1 яблоко, +1 молоток. Тем самым, мы можем получить что-либо от голой пустыни. Но по-настоящему касба раскрывается вместе с Петрой. Голая пустыня будет давать 2 яблока, 2 молотка и 1 золото. Пустынный холм: 1 яблоко, 3 молотка, 1 золото. Правда, я бы все равно предпочел на холмах строить фермы там, где возможно.
  7. Сиам. Как я уже описывал, Сиам может незаметно отъедаться за счет бонусов от приморских городов-государств, причем это не будет отображаться в демографии.

  • Viktor Vorobev

    Очень хорошая статья.

  • Andrew Koldyrev

    Спасибо за статью. Очень много для себя открыл.
    Вопрос по формуле. Если население голодает, то получается значение в большой скобке — отрицательное Как тогда действует суммарный модификатор на чистый прирост пищи? Не может же он еще больше увеличивать голод.

  • Никита

    Есть вопросы по поводу общих бонусов, есть ли ограничения в них? (слышал об ограничении в росте до 120% допольнительных бонусов)Об этом в статье не сказано. И еще в разделе»выводы по населению…» в первом пункте не очень понятно написанно, попрате как нибудь,(логически понятно что столица с 10 жителями меньше, чхпо населению чем 3 города по 4, но тут в вашей статье неувязочка про 30 жителей,( возможна опечатка)

  • Dragonim

    1. Написано: водяной мельницы (+2) или больницы (+5)
    Должно быть: водяной мельницы (+2) и больницы (+5)
    2. Написано: Даже один город с 30 жителями будет давать в демографии меньше, чем три города по 20!
    Должно быть: Даже один город с 30 жителями будет давать в демографии больше, чем три города по 20!
    3. Нации, которые имеют бонус на рост городов
    Сбита нумерация.