Обзор Age of Wonders 3 или, Эпоха Чудес стоит вашего внимания!

Серия Age of Wonders определенно нишевая, даже в небольшом кругу пошаговых стратегий. Она не может похвастать действительно большой ордой поклонников как, например, Civilization или Heroes of Might and Magic, и для релиза её очередного продолжения новостные ресурсы не стремятся освобождать первую полосу. Но мало у какой стратегии найдется столь сплоченный круг фанатов, которые постоянно теребят разработчиков, требуя их неотступного внимания к различным деталям игры. И студия Triumph несомненно дорожит этими отношениями и постоянно поддерживает любителей Age of Wonders, выпуская постоянные патчи и потворствуя созданию модов. И хотя при создании последней игры серии они добавили немало нового, но сохранили в ней дух той самой, первой Age of Wonders, из 1999 года.

Серия в целом рассказывает о противостоянии множества рас. В третьей части игры Вас ждут: люди, эльфы, гномы, гоблины, орки, тиграны, дракониды и добавленные в дополнениях халфинги и фростлинги. Кроме того по ходу своих приключений вы столкнетесь со множеством более мелких рас. Все расы имеют как плюсы так и минусы, проявляющиеся как стратегически, так и локально у юнитов. Кроме того каждая раса может похвастаться собственным набором уникальных юнитов. Разветвленный сюжет игры развивается от начала серии с каждой новой частью и дополнением. Сплетение интриг могучих правителей, восхождение из безвестности в императоры, месть за павших родственников, столкновение интересов рас и решения судеб целых народов могут напомнить популярные книги фэнтази. В кампании разработчики зачастую ставят игрока в непростые ситуации и предлагают для решения сложные задачи — противник всегда будет иметь преимущество и победа не будет плевым делом.

Геймплей игры встречает игрока стратегическим режимом как в Disciples или Heroes of Might and Magic. Игрок волен исследовать окружающую территорию, постройки и подземелья в течении своего хода. Постановка и развитие города может напомнить Civilization – важны и здания которые вы будете строить в первую очередь и клетки до которых он сможет дотянуться своими границами. Управление армией издали напоминает серию Heroes или Endless Legend — те же отряды, которые состоят из героев и существ, с тем отличием, что однотипных существ вы не сможете складировать в одной ячейке отряда, а героев может быть множество, хоть весь отряд целиком из них. Существа довольно разнообразны и имеют огромное количество характеристик, и даже имеют уникальные прокачки позволяющие пехотинцу из вашего стартового отряда, но прошедшему через кучу битв, создавать неприятности даже юнитам-вершинам технологий. Владея определенной магией Вы можете не тратить золото и производство на войска — призывайте на свою сторону фантастических существ, но оплачивать их содержание уже придется маной, ведь даже в эпоху чудес нет ничего бесплатного.

Столкнувшись с противником игра приоткроет вам свою изюминку — тактический режим, по сравнению с ним бои в Disciples или Endless Legend покажутся Вам не более чем скромным подобием данного режима. Армии Ваши и противника располагаются на поле боя сгенерированным из клеток местности, окружающих ваши отряды — сойтись в бою может множество соседних войск. А уж разнообразие солдат, фантастических существ, осадных орудий и конечно магии сделает даже взятие аванпоста довольно эпичной и уникальной битвой.

При наличии более чем одного противника на карте Вам стоит заглянуть в окно дипломатии для решения как финансовых так и политических вопросов, и это достаточно проработанная опция в игре заставит вас учесть, что безнаказанно давить самых слабых на карте Вам не позволят даже компьютерные оппоненты. Вообще компьютер здесь не самый умелый стратег, что как обычно компенсируется его экономическими преимуществами, но достаточно умелый тактик. В любом случае победить его на последнем уровне сложности по силам лишь игрокам досконально изучившим игровой процесс.

Конечно же стоит отметить и систему магии в игре. В отличии от серии Heroes of Might and Magic здесь заклинаниями можно влиять не только на ход битвы, но и на развитие Вашей империи в целом, причем с самого первого хода. Быть может вы владеете магией земли и благодаря плодородной почве Ваши деревни быстро разрастутся до громадных метрополий или труднопроходимая чаща встанет на пути армии врага? А может благодаря магии воздуха ваши отряды будут буквально лететь через непроходимые горы к неготовому такому повороту соседу. Или же слишком сильный отряд на охране ценных сокровищ стоит проредить артподготовкой из арсенала магии огня? Все будет зависеть от того, приверженность к каким стихиям Вы выберете для своего правителя. Но можно и вообще не заморачиваться с магией — вы можете стать доблестным генералом отъявленных партизан или разрушителем всего и вся, разжигая бунты в городах врага и выкачивая из окрестных земель все соки на благо вашей машины войны.

В третьей части игры книга заклинаний была несколько потеснена определенной веткой развития ваших технологий. Каждая такая нить последовательно изучаемых технологий, уникальна для выбранного вами класса — друида, военачальника или некроманта и дает определенные бонусы к развитию в выбранном направлении или позволяя стоить уникальные юниты имеющие плюсы и минусы от выбранного вами класса, например танки у технократа или призыв зверей у друида. Эти юниты впоследствии станут костяком вашей армии, и противнику нужно будет тратить ресурсы, выискивая их уязвимые места и изучая нужные для этого технологии и заклинания.

Несмотря на многие плюсы игры, стоит отметить и некоторые ложки дегтя: так многим цивилизаторам вряд ли поначалу понравиться перспектива держать в каждом городе определенное число войск — заблудший разбойник вполне может отхватить у вас столицу, какой бы укрепленной она у Вас ни была. Непривычным будет и то, что существа, даже раненные, бьются как если бы они были здоровы. Кому-то может не понравиться то, что развитие городов и армий в целом у разных рас более однообразно чем в Heroes. А в сетевых играх несмотря на гибкость начальных настроек, вы увидите лишь один сценарий мирной победы, вместо нескольких. Но в целом, по глубине менеджмента ресурсами, куда входят и исследования, и производство и населения городов, золото- и мана-потребление и даже счастье вашего народа, игра достаточно близко приближается к таким столпам как Civilization и при этом предлагает гораздо более проработанную тактическую составляющую, чем в Endless Legend и Heroes of Might and Magic. Так что, если Вам не противна фэнтази тематика и хочется большей глубины боев, где один юнит способен перевернуть ход сражения и итог всей партии, то Age of Wonders достойна Вашего внимания!