Советы по игре против компьютера на уровне сложности «Божество» в Sid Meier’s Civilization V

В комментариях часто встречаются просьбы сделать видео по игре против компьютера на максимальном уровне сложности, поэтому я подумал, что читателям будут интересны советы, как победить на «божестве». Отмечу, что это не какой-то пошаговый гайд или всеобъемлющий «научный» разбор стратегий, а просто набор небольших советов, основанных на моем личном опыте игры. Мне нравится играть на огромной карте на 12 игроков и на самой медленной скорости, но большинство этих советов подойдут и к более стандартному варианту — 6-8 игроков, быстрая или средняя скорость. Я решил ограничиться рассмотрением мирных вариантов победы, отчасти потому, что не люблю воевать (игра мне тем и нравится, что можно побеждать, практически не воюя), отчасти потому, что, как надо и не надо воевать, вы и так можете узнать очень много из большого количества видео с сетевыми играми. Дипломатическую и научную победы мне удавалось одержать не единожды, по культурной также напишу некоторые соображения, хотя формально я не выигрывал этим способом на «божестве» и считаю, что это самая сложная победа (не будем называть победой по культуре вынос всех соперников и формальную победу против одного соперника с одним городом). Итак, приступим.

Дипломатическая победа

Научный прогресс

Я считаю дипломатическую победу самой легкой в игре, потому что она меньше всего зависит от научного прогресса. Не так уж важно, на каком этапе развития вы будете находиться во время голосования за мирового лидера в ООН. Технология «Глобализация», которая по идее нужна для дипломатической победы, совсем не важна.

Великие люди

Я обычно делаю упор на торговцев, хотя это может оказаться не так уж критично. Торговцев лучше хранить до конца игры и потом рассылать по городам-государствам —  во-первых, вы получите 30 очков влияния, т.е. сэкономите некоторое количество денег, во-вторых, количество золота от торговой сделки зависит от текущей эпохи, поэтому ближе к концу игры вы просто получите больше золота.

Общественные институты

Откройте коммерцию ради 25% золота в столице, а также примите институт «Предпринимательство», который увеличит прирост торговцев, а главное — удвоит количество золота от сделок с городами-государствами. Покупка торговцев за веру может помочь, однако слишком много в коммерции не очень полезных институтов, а культуры много не бывает и лучше потратить ее на развитие. Также нужно открыть меценатство, где принять институты «Консульства» и «Благотворительность». Я предпочитаю делать это в самом конце, поскольку основная часть золота передается городам-государствам за ход до голосования.

Что касается идеологии, то не так уж важно, что брать — выбирайте, исходя из конкретных условий и того, что взяли соперники, поскольку идеологии ощутимо влияют на отношения с компьютером и лучше ссориться с как можно меньшим числом соперников.

Деньги

Главное при игре на дипломатическую победу — накопить как можно больше денег для покупки городов-государств за ход до голосования. Поэтому старайтесь по максимуму золото получать и по минимуму — тратить. В большинстве случаев мне удавалось накопить достаточно денег для покупки всех городов-государств.

Караваны

Большинство караванов лучше посылать в свои города, иначе развитие будет слишком медленным. Во второй половине игры посылайте несколько караванов по тем направлениям, которые приносят особенно много золота.

Шпионы

Ближе к концу игры отправляйте дипломатов к хорошо относящимся к вам державам. Компьютер удивительно дешево продает свои голоса в конгрессе, и вы сможете набрать таким образом недостающие голоса, если вам не хватает денег на все города-государства или слишком много городов-государств было захвачено. В процессе игры можете красть технологии или поддерживать отношения с городами-государствами. Можно при условии нехватки денег в конце игры попробовать устроить перевороты в некоторых городах-государствах, но, по моему мнению, лучше их покупать, а шпионов в роли дипломатов отправить за голосами соперников.

Прочее

Не обязательно во что бы то ни стало стремиться быть союзником как можно большего количества городов-государств на протяжении всей игры. Понятно, что бонусы от этого никогда не помешают, но тратить слишком много денег не стоит. Выполняйте несложные квесты, но чересчур усердствовать не нужно. Не обещайте защиту городам-государствам, иначе вам постоянно придется портить отношения либо с ними, либо с державами, которые требуют с них дань.

Научная победа

Научный прогресс

В науке вы всю игру будете догоняющим, поэтому необходимо как можно быстрее открывать технологии, позволяющие строить научные здания. Не тяните с национальным колледжем — 2-3 города в начале игры и лучше уже его построить. Попробуйте подгадать так, чтобы к открытию философии вы уже были готовы начинать строить национальный колледж.

Великие люди

Разумеется, необходимо как можно больше ученых. Обычно я пару первых ученых сажаю в академии, но дальше лучше оставлять их до конца игры. Произведем небольшие расчеты: академия приносит 8 науки, 10 после открытия ядерной физики, еще 4 можно получить, если принять в свободе догмат «Новый курс». Хорошо, если за всю игру это в среднем даст 10 науки в ход. С учетом научных зданий в городе и прочих бонусов можно получить максимум +175% науки. Но поскольку эти модификаторы набираются постепенно, то можно допустить, что где-то 20 науки в ход в среднем даст академия. Первую академию на средней скорости вы получите ходу на 100-м, где-то на 300-м ходу игра будет подходить к концу. Таким образом, академия принесет 4000 науки за игру. При «сжигании» в конце игры ученый даст количество науки за последние 8 ходов. Количество науки в ход на тот момент будет в районе 1000, т.е. «сжигание» принесет 8000 науки. Здесь, конечно, стоит учесть, что, во-первых, академия внесет свой вклад в количество науки при «сжигании», кроме того, дополнительная наука в середине игры приблизит вас к открытию технологий, открывающих научные здания. Но все же, как мне кажется, проведенный расчет показывает, что подавляющее большинство ученых стоит приберечь до конца игры.

Общественные институты

Рационализм — наше все при игре на научную победу, закрывайте его как можно скорее. Здесь и прирост науки (старайтесь не уходить в минус по счастью), и ускорение генерации ученых, и увеличение получаемой науки от соглашений об исследованиях, и, наконец, бесплатная технология и возможность покупать ученых за веру в конце. Я не думаю, что стоит задерживать закрытие рационализма, чтобы получить более дорогую технологию бесплатно, поскольку невозможно оставить незакрытым относительно бесполезный институт.

Идеологию нужно выбирать из свободы и порядка, сложно однозначно сказать, что лучше, главное — и там, и там принять догмат, увеличивающий скорость генерации великих людей. В порядке также очень неплохо принять «Рабочие факультеты», дающие прирост науки от фабрик. До покупки частей космического корабля или строительства их с помощью инженеров дойти будет непросто, а даже если удастся, нет гарантии, что у вас будут деньги или инженеры. Я не исключаю, что можно выстроить свою стратегию вокруг одного из этих догматов, но я обычно их не использую. В автократии есть отличный догмат «Промышленный шпионаж», который вдвое ускоряет кражу технологий шпионами, но слишком мало там других полезных догматов и, мне кажется, один он не перевешивает плюсы свободы или порядка в целом.

Чудеса

Важнейшие чудеса при игре на научную победу — фарфоровая пагода и телескоп «Хаббл». Первая увеличит количество получаемой науки от соглашений об исследованиях, а второй, мало того что даст двух ученых, еще и дает бесплатный завод космических кораблей и 25% ускорения постройки частей космического корабля.

Шпионы

Всех шпионов — на кражу технологий, это очень сильно помогает догонять по науке соперников. Не крадите технологии у лидера — наверняка, он держит своих шпионов у себя. По количеству очков за технологии можно узнать, какие державы существенно опережают вас по науке. Сажайте шпионов к ним в столицы или крупные города.

Деньги

Обязательно заключайте как можно больше научных соглашений, я считаю, что это главное, для чего стоит использовать золото при игре на научную победу. Многие соперники будут постоянно тратить свои деньги, поэтому нужно пользоваться таким приемом: дайте компьютеру золото за золото в ход (вы на этом немного потеряете, поскольку он вряд ли согласится на равноценный обмен — придется дать больше золота, чем вы суммарно получите на протяжении действия договора), а затем сразу же заключайте научное соглашение. Компьютер крайне редко отказывается от соглашения, если у него есть на это деньги. Конечно, скорее всего не стоит заключать договор с лидером, но со всеми остальными старайтесь это делать постоянно.

Караваны

Лучше всего отправлять караваны с едой. Нам нужно как можно больше науки, а базовую науку дает население. В конце игры, разумеется, по максимуму отправляйте караваны с производством в города, где будете строить части космического корабля.

Прочее

Старайтесь накопить как можно больше веры, т.е. как минимум святилища и храмы во всех городах построить необходимо. Чем больше ученых вы сможете купить в конце за веру, тем лучше. Гнаться за основанием религии, конечно, необязательно, тем более не так уж часто на «божестве» это удается сделать. Религию вам все равно принесут, а для покупки ученых большего и не нужно.

Культурная победа

Научный прогресс

Компьютерные соперники будут генерировать очень много культуры. К сожалению, очень важная технология «Интернет» находится на последнем уровне дерева технологий. Вовремя открыть ее, при этом делая упор в игре на культуру и туризм, довольно сложно, что делает культурную победу тяжело достижимой. Кроме этого, чем раньше вы откроете технологии, позволяющие строить отели и аэропорты, тем лучше. Эти здания существенно увеличивают количество очков туризма. В остальном же нужно идти по технологиям так же, как в случае научной победы, т.е. стараться как можно быстрее открывать технологии, позволяющие строить научные здания.

Великие люди

Чем больше «культурных» великих людей у вас будет, тем лучше. Писателей и художников лучше сразу использовать для создания шедевров. Что касается музыкантов, то я считаю, что большинство музыкантов, которые будут сгенерированы вашей гильдией, следует также использовать для создания шедевров, поскольку, в отличие от ученых и торговцев, сила музыканта фиксируется на момент его появления. Может быть, последнего или двух стоит придержать, но все зависит от того, сколько у вас очков туризма в тот момент, когда они появляются. Поскольку гильдии писателей, художников и музыкантов будут у вас в единственном экземпляре, важно построить их все в одном городе на реке (чтобы можно было построить сад) и разместить в этом городе национальный эпос.

Среди “некультурных” великих людей, я думаю, стоит выбирать ученых. Инженеры могут помочь построить некоторые из многочисленных полезных чудес, однако научный прогресс важнее — ни одно чудо не даст вам столько туризма, сколько технология “Интернет”.

Общественные институты

Для культурной победы закрыть эстетику просто необходимо. Вообще ключевой аспект культурной победы — купить как можно больше музыкантов за веру в конце игры. Поэтому и генерацию очков веры тоже очень важно максимизировать. Будет очень хорошо, если вам удастся пойти по набожности, набрать как можно больше религиозных зданий (пагод, мечетей, монастырей, соборов) и принять верование реформации, дающее от этих зданий очки туризма. Хотя закрыть эстетику все-таки важнее, а на все культуры скорее всего не хватит.

В качестве идеологии лучше выбрать свободу, поскольку там есть догмат «Медиакультура», который увеличивает очки туризма на 34% в городе с радиовышкой. Похожий догмат в порядке — «Культурная революция» — увеличивает очки туризма на 34% по отношению к державам, также принявшим порядок, а вряд ли все ваши соперники будут так единодушны. Стратегия с «Футуризмом» из автократии, по моему мнению, в игре на «божестве» бесполезна.

Чудеса

Пожалуй, самое нужное чудо при игре на культурную победу — пизанская башня, строить ее следует в городе с гильдиями. Очень хорошо будет, если вы сможете построить Эйфелеву башню, которая дает 12 очков туризма в ход без всяких шедевров. Весьма полезно будет построить любое чудо, дающее «культурного» великого человека: это театр «Глобус», галерея Уффици, Лувр, Бродвей. Также хороши чудеса, в которых есть несколько ячеек для шедевров, а соответственно — возможность получить тематический бонус. Сюда входят, помимо вышеперечисленных, сикстинская капелла и сиднейская опера. Вряд ли на «божестве» вы построите многие из них, но если будет возможность, воспользуйтесь ею. Не забудьте также про национальные чудеса — эрмитаж и инфоцентр. А вот александрийскую библиотеку и Парфенон строить не стоит — слишком большое отставание от компьютера в ранние эпохи практически сводит к нулю шансы завершить их раньше соперников.

Деньги и караваны

Обязательно купите у всех соперников открытые границы — это относительно дешево и ощутимо увеличивает количество очков туризма. Также желательно, чтобы как можно с большим количеством держав были установлены торговые караваны. При этом неважно, кто именно является владельцем каравана, поэтому следите, кто из соперников отправляет караваны к вам, чтобы вы могли отправить свои к кому-то другому.

Шпионы

Шпионов используйте так же, как и в случае научной победы. Постарайтесь украсть максимальное число технологий, поскольку научный прогресс здесь очень важен. После принятия идеологии назначайте дипломатов в державы с отличной от вашей идеологией — это позволит нивелировать штраф к очкам туризма от идеологических различий. На всех шпионов не хватит, поэтому выбирайте наиболее культурно развитые державы.

Прочее

Желательно добыть как можно больше артефактов с помощью археологов. Начните с наиболее дальних мест раскопок, так как контролировать те, что ближе к вам, проще. Занимайте своими юнитами места раскопок, чтобы археологи соперников не смогли вас опередить. На территории соперников можно откопать один артефакт, это немного ухудшит отношения, но не критично. Следите за тем, чтобы у вас были готовы здания, в которых можно разместить артефакты: если вы проведете раскопки вне своей территории и вам некуда будет размещать артефакт, зря потеряете археолога. Места раскопок, находящиеся на клетках, которые могут обрабатывать ваши города, лучше превращать в памятники, поскольку отель и аэропорт в сумме дадут столько туризма, сколько культуры приносит памятник, кроме того, вы получите еще и культуру, которой нужно очень много.

Общие советы

  • Держите небольшую, но конкурентоспособную армию. Это не убережет вас от нападения, но позволит отбиться. Как известно, тактически компьютер действует очень плохо, поэтому даже от превосходящих численно сил вполне реально защититься. В случае нападения на вас ближайшего соседа можно воспользоваться этим и захватить что-нибудь, это не будет расценено, как сильная агрессия и не испортит отношения с остальными соперниками. Не расстраивайтесь, если потеряли город или два, шансы отыграться все еще остаются достаточно высокими.
  • Старайтесь продавать все лишние ресурсы — как стратегические, так и ресурсы роскоши. Компьютер все равно не использует их с толком. Конечно, желательно продавать их не лидеру и не ближайшим соседям. Приблизительные цены, по которым компьютер покупает ресурсы: стратегические — 1.5 золотых в ход за 1 единицу, ресурсы роскоши — 7 золотых в ход. Цена может варьироваться в зависимости от ваших отношений с покупающей стороной. Друзьям продавайте ресурсы за единовременно выплачиваемую сумму — мало ли что произойдет с ресурсом на протяжении действия соглашения
  • Не проявляйте агрессии. В каждом варианте победы крайне полезно дружить с как можно большим количеством соперников, а агрессивное поведение может заставить многих из них относиться к вам отрицательно.
  • Если на вас напали или вы чувствуете, что кто-то собирается это сделать, договоритесь с парой других держав, чтобы они объявили войну нападающему. Воинственные лидеры согласятся на это буквально за несколько золотых в ход. Это может отвлечь часть войск вашего противника на другой фронт либо заставить его заключить с вами мир. Вообще этот прием можно использовать всегда — чем больше ваши соперники тратят ресурсов на войны друг с другом, тем выгоднее вам.

На этом, пожалуй, мои советы заканчиваются. Я не утверждаю, что таким образом вы выиграете любую игру, ведь всегда что-то может пойти не так, но, руководствуясь данными советами, вполне реально часто побеждать на уровне сложности «божество». Удачных вам партий!

  • Инк

    Я сейчас опишу несколько ситуаций, как поступать в таких случаях.
    1) Я играл за Инков, вокруг меня Сонгай, Марокко прям под боком, Венеция, Индонезия и Арабы. Индонезия сразу захватил буквально за 2-3 хода Венецию (уже бонус).
    Дальше самое интересное: Сонгай начинает собирать войска у моих границ и я знаю что он нападет. (метотом загрузки сохранения если воевать не в полную силу он захватывает город Мачу, даже не смотря на оборонку с Марокко которые вообще не помогают в этом случае) В полную же силу — они напали на 180 ходу где-то и война шла где-то 50-60 ходов. Пока я не захватил его. При этом развитие заторможено. В это время я подкупал всех вокруг чтобы Индонезия не меня не напала (вроде собиралась) В итоге они захватили Арабов. В итоге Индонезы расставили даже на ледники города, всего штук 20-22 и в итоге побеждает построив корабль, причем я тоже его строил. нехватило буквально 3-4 детали в оставшихся городах построить.

    И вторая история, Я за Инков. Против меня Монголы, Франция,Голландия, Ассирия, Индонезия. После нескольких десятков ходов развития, на 90-м или 100 м ходу нападает Асирия которая рядом со мной на полуострове. Я конечно их подселил, но мы договорились что больше не буду селиться рядом. Да и поставил я город в 6 гексах от их второго города.. криминал просто.
    Атака с Башнями, лучниками и пикинерами удалась, они захватили город с 7к населения. Столица была с 6… Но я отбил его на следующий же ход. В итоге 1к населения осталось. Потом мир. Через 50 ходов может быть, когда все пытаются уничтожить Монголов которые захватывают города государства и Индонезов, я вижу что Асирийцы опять готовятся атаковать и атакуют! уже с Пикинерами и Рыцарями с Требюшетами, в ходе войны, укрепившись я уничтожаю больше его войск и в итоге мир в 10 ходов. Опять через ходов 14-15 я вижу его армию у границ. В итоге я подговорил Монгола и сам напал и захватываю его полностью, потому что неприятно постоянно играть в войне. В Итоге мне обьявляют войну все страны. Голландию я захватил достаточно быстро, осталась только столица. Но невозможно победить когда все воюют с тобой , все ггшки куплены и в войне с тобой. И улучшения не предвидится. Вот как мне поступать лучше в таких ситуациях.?

    Если не строить армию без шансов, когда даешь отпор на тебя нападают все сразу.
    Тем более еще хуже когда против тебя Зулусы, там комичная история отбиваюсь и заключаю мир, через 10 ходов атака, отбиваюсь заключаю мир и опять через 10 ходов атака. Пока я полностью не уничтожил экономику и развитие. В итоге Китай улетел в Космос, чему я был очень рад.

    Видео про Венецию смотрел несколько раз, но еще не играл за нее, просто как справиться с агрессией врагов когда на тебя нападают мечниками на копейщиков, без морского места для поддержки кораблями я просто не знаю.

  • Инк

    Есть несколько скринов некоторых моментов, но загрузить не удается. Выходит красная плашка с ошибкой.

  • Itali V

    Я сейчас опишу несколько ситуаций, как поступать в таких случаях. 1) Я играл за Инков, вокруг меня Сонгай, Марокко прям под боком, Венеция, Индонезия и Арабы. Индонезия сразу захватил буквально за 2-3 хода Венецию (уже бонус). Дальше самое интересное: Сонгай начинает собирать войска у моих границ и я знаю что он нападет. (метотом загрузки сохранения если воевать не в полную силу он захватывает город Мачу, даже не смотря на оборонку с Марокко которые вообще не помогают в этом случае) В полную же силу — они напали на 180 ходу где-то и война шла где-то 50-60 ходов. Пока я не захватил его. При этом развитие заторможено. В это время я подкупал всех вокруг чтобы Индонезия не меня не напала (вроде собиралась) В итоге они захватили Арабов. В итоге Индонезы расставили даже на ледники города, всего штук 20-22 и в итоге побеждает построив корабль, причем я тоже его строил. нехватило буквально 3-4 детали в оставшихся городах построить. И вторая история, Я за Инков. Против меня Монголы, Франция,Голландия, Ассирия, Индонезия. После нескольких десятков ходов развития, на 90-м или 100 м ходу нападает Асирия которая рядом со мной на полуострове. Я конечно их подселил, но мы договорились что больше не буду селиться рядом. Да и поставил я город в 6 гексах от их второго города.. криминал просто. Атака с Башнями, лучниками и пикинерами удалась, они захватили город с 7к населения. Столица была с 6… Но я отбил его на следующий же ход. В итоге 1к населения осталось. Потом мир. Через 50 ходов может быть, когда все пытаются уничтожить Монголов которые захватывают города государства и Индонезов, я вижу что Асирийцы опять готовятся атаковать и атакуют! уже с Пикинерами и Рыцарями с Требюшетами, в ходе войны, укрепившись я уничтожаю больше его войск и в итоге мир в 10 ходов. Опять через ходов 14-15 я вижу его армию у границ. В итоге я подговорил Монгола и сам напал и захватываю его полностью, потому что неприятно постоянно играть в войне. В Итоге мне обьявляют войну все страны. Голландию я захватил достаточно быстро, осталась только столица. Но невозможно победить когда все воюют с тобой , все ггшки куплены и в войне с тобой. И улучшения не предвидится. Вот как мне поступать лучше в таких ситуациях.? Если не строить армию без шансов, когда даешь отпор на тебя нападают все сразу. Тем более еще хуже когда против тебя Зулусы, там комичная история отбиваюсь и заключаю мир, через 10 ходов атака, отбиваюсь заключаю мир и опять через 10 ходов атака. Пока я полностью не уничтожил экономику и развитие. В итоге Китай улетел в Космос.
    Забыл отметить что армия у меня была в обоих случаях процентов 60-65 от вражеской. То есть не такое сильное отставание. Как предотвратить агрессию, когда враг нападает мотивирую это тем что вы якобы со слабой армией, и это его шанс.

    Что я делаю не правильно?
    НЕ удаляйте пожалуйста пост
    https://uploads.disquscdn.com/images/e76bbfd0f11aff7e3dcb1ae0734c4360d4fb45ef33489149f266c948f17edc25.jpg
    https://uploads.disquscdn.com/images/4de2b5ba6ae8ebc79b25f5ed4e9c8c70e9819b715439e30311672fd3be88a2fe.jpg

  • Инк

    зачем удалять мой комментарий? объясните пожалуйста!
    Ладно спрошу по теме — сколько городов можно ставить против Божества, чтобы он не агрился на тебя.