5 игр-кошмаров для любителей четкого расчета в пошаговых стратегиях

Такой интересный и своеобразный жанр компьютерных забав, как тактическая пошаговая стратегия не балует своих поклонников изобилием. С одной стороны – это понятно. Любителей взрывных экшенов, где можно побегать с пушкой в руках и адреналином в крови гораздо больше, чем ценителей умных и затяжных размышлений. И мало разработчиков хотят выпускать игры для души в ущерб своему достатку от тиража верняковых поп-продуктов.

В общем, игр, где не нужна голова (я имею в виду шутеры от первого лица – там на экране нет головы, а только оружие) – куда больше. А вот хорошую умную игру сейчас ни днем с огнем, ни ночью с торрентом не сыщешь. Их мало, как усурийсских тигров, но у тигров хотя бы есть возможность размножаться, а вот новая стратегия не появятся, если вы оставите в одной папке «Цивилизацию» и «Джагет альянс» и подождете. Вся надежда только на вдохновение издателей. Таким образом, приходим к итоговой мысли:  мало того, что тактических пошаговых стратегий немного, так еще и некоторые из них не стесняются доводить до истерики даже самых хладнокровных стратегов. Речь пойдет не совсем о его величестве рандоме, а скорее о такой вещи, как случайности и вероятности. Это Топ-5 игр, которые дарят геймерам пошаговую механику и нервоз одновременно.

В шутерах – нужна реакция. В стратегиях – расчет. Если у вас за спиной есть хотя бы один класс средней школы, то вы должны понимать, что компьютерное развлекалово на вашем мониторе тесно связано с математикой. Взять к примеру старушку «Kins’s bounty». Игра достойно носит звание классической. Красивейший огромный мир, идеальный протагонист, невероятное разнообразие существ под вашим контролем и заклинаний. И когда ваша армия существ сходится в баталии с армией ИИ, это выглядит не только очень эпично, но и… математично.

Если углубиться и чуть-чуть разобраться, то вы поймете как «работает» игра. Зная, какой базовый урон вашего заклинания и прибавив процент сопутствующего урона от уровня прокаченной абилки, процент усиления от предмета в руках героя – вы сможете высчитать точную цифру урона от вашего фаербола. В фэнтэзийном мире эльфов и нежити правит математика. Именно поэтому, эта серия игр не оказалась в этом топе. Рандом здесь представлен лишь тем, что начиная каждый раз игру заново – в случайном порядке распределяться товары и существа, доступные к покупке и найму, а вашему умелому прохождению это никак не помешает. В отличие от первой игры в представленном топе.

«Shadowrun returns». Тактическая ролевая игра в стиле кибер-панк. Речь идет о перезапуске серии в 2012 году. Примечательно, что игра могла бы не появиться на свет, если бы не усилия самих игроков. Разработка была осуществлена на средства собранные на кикстартере. И этого факта достаточно, чтобы считать игру популярной – ведь если она появилась, значит этого хотели. Что же может взбесить опытного стратега в этой игре? Во-первых, релиз содержал ужасный способ сохранения процесса, который позволял сделать контрольные точки только в начале локации. Конечно, брутальные «проходимцы» скажут, что квиксейвы для слабаков, но «Шэдоу ран» — игра с сюжетом и обильными диалогами, и представьте насколько нудно пролистывать килобайты текста (а это много для текста), просто потому что в конце уровня твой персонаж погиб от какой-нибудь ерунды. К слову – это вторая проблема. В игре куча возможностей потерять здоровье от одного выстрела, после своего промаха, а промахи будут случаться у вас чаще, чем повышения курса доллара. Кроме этого, вашу четкую стратегию могут поломать заскриптованые катсцены, а избежать их нельзя, поскольку сама игра критически линейная. И если вы не были готовы (а вы точно не будете готовы во время первого прохождения), что вы укрылись за открытой дверью, а из не вдруг выбежали 5 врагов подкрепления и выстрелили в спину из дробовика, то – милости просим перечитывать все диалоги этой главы.

Чем компенсировать эти недостатки? В дополнениях поправили ситуацию с сохранениями. Но это не основной плюс игры. Настоящая пошаговая боевка. Множество классов персонажей в вашей команде, да еще и система прокачки, пусть и довольно линейная, но все же. А самое главное – это уникальная атмосфера и продуманный мир будущего. Интересная обстановка и присущие только для этой вселенной фишечки – никогда не разонравятся фанатам.

Далее по списку относительная новинка. «Armello». Собрались как-то медведь, крыса, волк и заяц… Нет-нет, это не басня Крылова. Это пошаговая стратегия, где четверо антропоморфных персонажей борются за право стать новым королем в вымышленном и очень красиво-оформленном мире. Игра сочетает в себе множество элементов – поле разделенное на гексы, захваты точек, выполнение квестов, но самый интересный, пожалуй, из них – это боевка. Здесь она представлена в стиле настольной игры с кубиком и вспомогательными картами. И именно этот момент становится болью для игрока-планировщика. Встретившись с оппонентом или ИИ – вы будете бросать виртуальные кубики атаки и защиты, которые и повлияют на исход событий. Конечно, вы всегда можете улучшить свои шансы, но стопроцентного результата себе не обеспечите никогда. Умирать с полным ХэПэ от противника с одной жизнью – это в стиле игры.

Чем компенсировать? Игра действительно красивая, но при этом совсем не мультяшно-детская. Вы будете сражаться за реальный трон умирающего нынешнего правителя, бороться с опасными порождениями и находится в постоянной конкуренции с другими игроками, которых может быть до 4. И не смотря на пошаговый режим, долго ждать своего хода не приходится, все динамично и напряженно.

Серединка топа – нервотрепный «X-Com». Речь опять же идет не об исходных играх, а о стратегии с тактическими пошаговыми боями, вышедшей в 2012 году «Енеми анноун». Ремейк достаточно хорошо был воспринят геймерами. При чем не только любящими долго и рассудительно мыслить.  В игре вы берете на себя командование базой по борьбе с инопланетным вторжением. У вас есть ПВО, у вас есть свой штат подчиненных с учеными, проводящими исследования, инженерами создающими улучшения и самое главное – бойцы, из которых вы формируете отряд для отправки на задания с прямым контактом и сражениями против пришельцев. Тактически все привлекательно. На поле бое ходим поочередно каждым солдатом на обширной карте, прячемся за укрытие, либо ставим бойца в режим прикрытия, бросаем дымовые шашки, лечим раненых медиками, перезаряжаем оружие, лазаем на крыши для увеличения дальности обзора и много-много всего. НО! В игре необходимо стрелять! И здесь тот самый момент раздражения. Игра лояльно показывает игроку процент вероятного попадания во врага, но как же часто нажатие на выстрел при 98-ми процентах точного выстрела, вместо варианта убежать в укрытие оказывалось ошибкой. Один промах и вот ваш элитный снайпер в звании майора, которого вы прокачивали 30 миссий по 40 минут, становится трупом за одну секунду. И икс ком, это одна из немногих игр, где смерть вашего основного бойца не самое страшное! Есть еще вариант, когда его разум возьмет под контроль враг и ваше же детище перестреляет всех своих собратьев из винтовки, которую вы заботливо сделали для него в инженерном отделе.

Чем компенсировать? На самом деле, все описанное выше и есть плюсы игры. Даже если вы играете в режиме «терминатор» (без возможности сохранения в любой точке) – вы получите удовольствие от реальности и продуманности происходящего. Игра хороша, и перед скорым запуском второй части страшно только за одно – очень хотелось бы, чтобы разработчики не сделали то же самое. Уж больно модно стало брать успешные проекты и просто выпускать тот же самый продукт, где из изменений только цифра «2» в названии.

Второе место я хочу отдать не совсем уместному в данном списке творению от Blizzard. «Heartstone: Heroes of Warcraft». Я прекрасно понимаю, что это карточная игра. Но если рассуждать? У нас есть герой, у которого под контролем заклинания и существа, которые можно отправлять в атаку на соперника. Правда, представлено все это колодой карточек, но по факту свои действия мы производим поочередно с соперником, решения принимаем обдуманные и тактические действия напрямую влияют на результат. Поэтому элементы пошаговой стратегии явно есть. Ровно так же, как и элементы рвущей на части случайности. Только одному рандому известно какая именно карта вам придет следующей, и тем более, какая карта придет сопернику. Ваши комбинации и расчеты разлетятся вдребезги, но главное – сохранить самообладание и не разбить вдребезги свой монитор.

Чем компенсировать недостатки? Игра очень проста в освоении, если вам нравится магия, фэнтезийные существа, которые будут сражаться под вашим контролем против врагов и готовы отдать свою картонную, но все-таки жизнь за своего хозяина – можете попробовать для себя такой жанр. Также, очень сильно подкупает атмосфера, которая представлена в игре, как посиделки в сказочной таверне. При входе в игру вас всегда встретят добрым словом, ежедневные подарки новых карточек и игрового золота радуют и приятно удивляют.

Первое место – абсолютный лидер по натянутым нервам. Единственная из игр в топе, которой не будет в конце описания никакого оправдания! Я ждал вторую часть, я надеялся, но увы. «Bloodbowl 2» Отличная задумка, отличная вселенная и антураж – все портит совершенно неиграбельная механика на случайностях. Игра представляет из себя лигу американского футбола, в которой сражаются (это не метафора, они действительно не только играют, а и ломают друг друга) команды подобранные по расам из вселенной Warhammer. Все действия на экране – это бросок игровой кости. Мы все знаем, что такое шестигранный кубик. Чтобы выбросить нужную грань – есть один шанс из шести. Но в этой игре вы никогда ничего не сможете спланировать. Если в других играх при всех случайностях и рандоме у игрока есть возможность хотя бы минимизировать свои проблемы, то здесь все просто идет насмарку. И это совершенно не продумано. Как может быть обосновано, что персонаж которому дают пас на расстоянии 2 метра мало того, что не ловит мяч, так еще и поскальзывается, вырубается и покидает поле? Сами матчи ужасно долгие и когда ваш игрок ломает себе спину, упав за метр до голевой черты после часа игры, и счет остается ноль-ноль, это ужас.

Честно говоря, в игре есть светлое пятно – юмор комментаторов замечательный, но к сожалению, за все время игры, вы не сможете посмеяться столько, сколько над вами посмеется игра.

Если посмотреть на список – то все эти творения вошли в нашу жизнь относительно недавно. Среди многих олдскульных игр также хватало «убивающих» вероятностей, но этот список наиболее характеризует мое личное мнение. И этим предложением выше, я даю вам понять, что все написанное в статье – это субъективное ИМХО, которое может разниться с вашими взглядами. В любом случае, всем желаю никогда не становиться глупее игр, в которых проводите время. Всем удачи и приятных случайностей.