Europa Universalis — несколько слов, о начале великой серии игр.

Приветствую тебя, читатель! В этой статье, я хотел бы рассказать тебе, да и вспомнить самому, о первых двух частях своей любимой игровой серии Europa Universalis.

Начать рассказ стоит с того, что к моменту выхода самой первой части (а вышла она в России летом 2001 года) у меня не было своего компьютера. В связи с этим обстоятельством, знакомство с миром компьютерных игр происходило со скрипом. Играть мне приходилось у своего брата и только по выходным, затрачивая каждый раз по два часа на путешествие в одну сторону. Тем не менее, играть мне хотелось и к тому моменту, когда ко мне в руки попал диск с первой частью шедевра от Paradox, я уже был знаком с такой классикой стратегического жанра как Civilization, XCOM и Heroes of Might & Magic.

Итак к игре. Начинается она с эпичнейшего как мне тогда казалось интро, в котором кратко описывается ситуация в мире на тот момент. И пусть сейчас этот ролик смотрится смешно, тогда он произвел на меня неизгладимое впечатление. Великие географические открытия, реформация и религиозные войны, становление великих империй! Черт возьми, эта игра просто обязана была быть крутой! И забегая вперед, именно такой она и оказалась.

Запуская игру, многое сейчас кажется немного странным, например тот факт что в игре нет смены разрешения. В самой игре помимо обучения присутствуют еще десять компаний с разной стартовой датой, однако что тогда, что сейчас я (да и большинство игроков) играют только в основную компанию. Стоит кстати заметить, что в первой Европе она самая короткая всего-то с 1492 (открытие Колумбом Америки) и до 1792 (начало Великой Французской Революции). На выбор вам дается восемь стран (Франция, Испания, Англия, Турция, Россия, Австрия, Польша и Португалия) и только за них вы и сможете играть. Нет, конечно проделав кое-какие простые манипуляции можно загрузиться и начать играть к примеру за Швецию, однако ни сохраняться, ни рассчитывать на стабильную игру в таком режиме не приходится. Выбрав страну, вы начинаете игру за некоего вечного советника (бессмертие которого (шутка ли почти триста лет у руля страны!), кстати стало основой для многих замечательных ААР’ов (AAR – After Action Report) по игре). В ваши руки попадает вся внешняя и внутренняя политика государства. Влиять на политику вы можете разными путями, но основных три — распределяя бюджет, отправляя агентов и ведя войну.

Для начала о бюджете. Пополняется он из четырех источников: налогов, производства, торговли и золотодобычи. Последняя кстати увеличивает инфляцию, что может впоследствии оказаться большой проблемой. При этом каждая провинция на карте имеет свои показатели этих четырех параметров (есть у них и другие параметры, но о них ниже). Поэтому потеря какой-нибудь крайне ценной провинции с торговым центром, может быть в разы болезненней утраты трех захудалых. Подробно останавливаться на каждом параметре думаю смысла нет, ведь даже торговля в первой части крайне упрощена — выбираем торговый центр, жмем кнопку «автоматически отправлять купцов» и забываем о ней. Что уж говорить о строительстве или производстве, строй домики когда есть деньги и не строй когда нет. Вот и вся стратегическая глубина. Сам бюджет разделен на шесть граф, четыре из которых отвечают за развитие технологий, и именно его своевременное балансирование и определение приоритетов является залогом успеха в игре. Например играя за Польшу можно полностью отказаться от развития морских технологий (хотя развиваться они все равно будут, хоть и медленнее), и вложить все деньги в армию. Пускай вы будете отставать от ведущих морских держав, зато на континенте вам не будет равных! Кроме развития технологий можно также вкладывать деньги в казну (что увеличивает инфляцию) и в повышение стабильности. Стабильность одна из самых важных вещей в игре, ведь даже крайне передовая страна с большой армией, при стабильности в минус три быстро рискует провалится в ад гражданской войны с бесконечной чередой восстаний.

Теперь пришла пора рассказать о агентах. Их в игре всего три вида: купцы, колонисты и дипломаты. Прирост их зависит от разных вещей, а количество ограничено и они конечны. Например отправив дипломата с предложением о союзе, можете забыть о нем, ни при положительном ни при отрицательном исходе своей миссии, назад он не вернется. Добавить еще что-то об этой части игры довольно сложно, механика агентов проста и наглядна.

Поэтому перейдем к тому, чем большинство игроков в Европу занимаются процентов этак восемьдесят своего времени, к войне и ее планированию. К слову, однозначная заточка игры на войну (как бы смешно это ни звучало, но серия Europa Universalis гораздо больше про войну чем серия Total War), пожалуй то немногое что однозначно роднит все части игры. И как бы ни старались разработчики, ни колонизация, ни дипломатические игры, ни продвинутый менеджмент провинций не способны заменить ее величество Войну. Кстати именно тут то, и пришло время упомянуть о некоторых других параметрах провинций, ведь именно за провинции мы вести войну и будем. Итак, помимо чисто экономических параметров у каждой их них есть и другие: население, риск восстания, количество рекрутов, уровень крепости и снабжения. Некоторые из этих параметров кроме войны влияют и на экономику.

Войну в игре можно объявить кому угодно, но при этом агрессия против единоверцев карается потерей одного пункта стабильности, а объявление войны без повода (casus belli) аж двумя. Тут же стоит упомянуть, что как таковой системы casus belli в игре еще не существовало, у вас изначально был список врагов против которых у вас был постоянный повод для войны и этим ваши возможности исчерпывались, кроме правда тех случаев когда вы могли выбрать задание на завоевание какой-то провинции. Сами военные действия представляют из себя столкновение армий и флотов, которые передвигаются из провинции в провинцию в режиме реального время (при этом движение можно отменить в любой момент, что добавляло проблем и беготни по карте). Сами армии состоят из полков трех типов: пехоты, кавалерии и артиллерии, и в отличии от поздних частей серии потери которые вы понесли в битве не восполняются за счет рекрутов. Вам каждый раз нужно заново формировать новые полки. Битвы происходят когда две армии сходятся в одной провинции, а на исход боя влияют многие факторы: качество командующего, численность армии, уровень технологии и ландшафт. Примерно так же проходят и осады столиц провинций и морские сражения. После победы в войне, и в зависимости от ее полновесности вы можете предложить сопернику мир, потребовав максимум 300 дукатов или три провинции. При этом новые провинции даже не нужно будет интегрировать в новую державу! Максимум что от вас потребуется, это смена религии. Сдерживать же бесконечное расширение границ, должна была скрытая от глаз игрока система дурной репутации (bad boy). При достижении некоторого значения, все окружавшие игрока державы получали повод для объявления ему войны, и незамедлительно атаковали его. Впрочем, даже при такой кажущейся простоте, военные действия в первой Европе очень интересны, хотя до глубины последующих частей им и далековато.

Конечно об игре можно рассказать еще уйму вещей, так я лишь вскользь упомянул о системе строительства и религии, и совсем не упомянул о колонизации и исторических событиях, но мне жаль твоего времени дорогой читатель, и поэтому не мешкая перейдем ко второй части серии.

К моменту ее выхода, я уже стал счастливым обладателем персонального компьютера, поэтому вопроса о том во что играть на нем, даже не стояло. Честно говоря, особенно рассказывать о второй части то и нечего. Условно ее вообще можно назвать Europa Universalis 1.2. Шведы улучшили техническую часть игры, расширили часть существующих механик, ввели несколько новых, вот и все.

Так увеличилось время основной кампании, она теперь растянулась на рекордные для серии четыреста лет! Теперь вы могли поиграть например за Византию, и дать отпор османам. Кстати играть теперь стало можно вообще за любую страну на карте! Конечно самыми проработанными по прежнему остались ведущие державы эпохи, но сама возможность взять под контроль Албанию или Ирокезов поражала. Также в этой части дебютировала система национализации, хоть и в урезанном виде. Изначально на карте у каждой нации был список исконных земель, захватив которые она бы ни получила штрафов. При захвате других провинций, нужно было ждать пятьдесят лет, пока она не национализируется и население не смирится с жизнью в новой стране. Еще одним из важнейших нововведений перекочевавших затем в третью часть стала система внутренней политики, где игроку давался выбор между восемью парами взаимоисключающих политик, менять которые можно было раз в десять лет.

В общем, ко второй части игра стала еще краше и лучше. Играть в Европу можно было просто днями напролет.

Третья часть серии вышла только через пять лет, перешла в третье измерение (что на тот момент явно не пошло ей на пользу), стала обрастать множеством дополнений и хотя и позаимствовала многое у старых частей воспринималась как совсем новая игра. Не говоря уже о четвертой части, пересобравшей и обновившей львиную долю механик оригинала.

Подводя итоги, можно сказать что для своего времени первые две части Europa Universalis были уникальными играми. Они подарили мне незабываемые часы игрового опыта, которые не смогла дать ни одна другая серия игр. Ведь ни в одной другой игре того времени нельзя было почувствовать себя одновременно и Колумбом открывающим Америку и Суворовым покоряющим Альпы. Ни в одной другой игре нельзя было отбиваться от европейских варваров в джунглях Южной Америки и строить империю от Аляски и до Берлина. Несмотря на множество условностей и упрощений мир игры воспринимался живым, а простая спрайтовая графика нисколько не мешала проникнуться духом той эпохи.

Эпохи перемен и великих свершений!