Grim Fandango Remastered — Смерть с улыбкой на лице

Значительную часть хардкорных геймеров на территории бывшего Советского Союза сейчас составляют те, кто начинал свой игровой путь на рубеже тысячелетий. Одни из них стали поклонниками сетевых баталий в Unreal Tournament и Quake III, вторые засиживались до ночи за третьими выпусками Sid Meier’s Civilization и Heroes of Might and Magic, а многие другие искали приключения на огромных просторах Fallout и Diablo 2. Знакомство с индустрией видеоигр вашего покорного слуги началось с Myst III: Exile, Heroes of Might and Magic III и Quake 3. Но я по-настоящему завидую тем, у кого в личном стартовом наборе оказалась прекрасная Grim Fandango. Для большинства из этих людей наверняка именно с неё началось восприятие игр как искусства, и планка качества была установлена достаточно высоко. Для тех же, у кого не было времени, повода или технических возможностей познакомиться с этим проектом за добрый десяток с лишним лет с момента выхода, его создатель Тим Шейфер подготовил отличный подарок: Grim Fandango Remastered сейчас доступна на широкой линейке актуальных платформ. Обновленную классику можно приобрести и запустить на Windows, Mac OS X, Linux (а значит и Steam OS), Sony PlayStation 4 и Vita. Тим работал над игрой в компании Lucas Arts Entertainment, которая к началу двухтысячных стала абсолютным лидером среди разработчиков приключенческих игр. В 2000 году Шейфер покинул команду и основал свою собственную компанию – Double Fine Productions. Тем не менее, львиную долю времени Double Fine уделяют представлению лучших проектов начала творчества Тима Шейфера нынешнему поколению. И Grim Fandango Remastered лишний раз доказывает, что всё это делается не зря.

История игры происходит в мире мертвых, где погибшие людские души завершают свой жизненный путь и стремятся попасть в Девятый загробный мир. Вариаций этого путешествия достаточно много, и зависят они, как правило, от того, какие прижизненные деяния человек совершал. Если же он помогал людям, был честным и добропорядочным, то может рассчитывать на большой капитал, который позволит ему купить билет на поезд № 9, комфортно доставляющий пассажиров до заветного Девятого загробного мира за четыре минуты. Денег немного меньше – есть шанс приобрести автомобиль или морской круиз, также достаточно приятные варианты путешествия. Грешные души не получают ничего, и им суждено добираться до места пешком, что обычно занимает около четырех лет и является крайне опасным мероприятием: умереть еще раз очень даже можно. Символом второй смерти в мире мертвых является цветок, так что большинство оружий в игре используют семена, после точного выстрела на теле жертвы зацветают растения. Когда человек умирает, к нему посылают агента Департамента смерти, учреждения, которое и занимается распределением усопших и предлагает услуги по продаже средств, облегчающий последний путь. Одним из таких агентов, облаченных в костюм Смерти с косой, является главный герой игры, Мэнни Калавера.

При жизни Мэнни грешил, поэтому в наказание он вынужден работать туристическим агентом в Департаменте смерти. Покинуть загробный мир он сможет только тогда, когда выполнит определенную норму по работе с клиентами, которые вели праведную жизнь и претендуют на путешествие на поезде №9. К сожалению, в этом главному герою не везет, а значит, пора что-то менять. Дело в том, что Департамент смерти насквозь прогнил коррупцией, а лучшие клиенты всегда достаются коллеге Мэнни по имени Домино, который еще немало насолит игроку на протяжении всей истории. Главным помощником в путешествии для туристического агента станет огромный оранжевый демон Глоттис, его призвание в мире мертвых – автомеханика, он в буквальном смысле не может жить без нее. Также в компании Мэнни окажутся участники подпольной революционной группы «Альянс потерянных душ», в которую входит секретарша босса Департамента смерти, ведущая двойную жизнь. Лидер Альянса Сальвадор Лимонес ведет борьбу против коррумпированной системы, всячески помогает главному герою в его пути и вербует его в свои ряды революционеров. Практически все персонажи в игре, даже самые второстепенные, настолько яркие и интересные, что с каждым из них хочется общаться, следить за реакциями и записывать запоминающиеся реплики. Та же ситуация и с атмосферой в игре: мексиканские национальные мотивы, нуарный стиль фильмов 50-х, полные сарказма диалоги и нестандартные ходы сюжета дают в сумме по-настоящему магический результат. Благодаря нему хочется воспринимать историю как хорошее вино – медленно наслаждаясь каждым моментом.

Игровой процесс в целом не отходит от канонов классических квестов рубежа тысячелетий: головоломки построены на взаимодействии предметов вашего инвентаря и окружающей среды. Далеко не всегда решения очевидны, от игрока требуется внимательность и понимание логики сюжета. Поэтому и о продолжительности игры судить сложно – у каждого она может составлять своё собственное число часов, о трате которых, впрочем, вряд ли захочется пожалеть. Одним из главных орудий Мэнни для решения головоломок является его складная коса: с её помощью придется взламывать неприступные замки, резать паутину для спасения товарища и делать многие другие телодвижения для продвижения по сюжету. Если же с задачками возникают проблемы, то в Сети всегда есть подробные описания прохождения, ознакомиться с ними не будет чем-то зазорным: мышление создателей достаточно своеобразное и понять его с ходу не так просто, да и логические ребусы не являются главным стержнем игры, на который нанизываются остальные части формулы игрового процесса. Но и из общей системы геймплей тоже не выпадает, интеллектуальные победы одна за другой помогают почувствовать себя в шкуре остроумного и ловкого Мэнни Калаверы, способного выбраться из любой ситуации.

К самому качеству переиздания возникают вопросы. Модели персонажей изменены со вниманием к каждой детали, добавлены тени и другие косметические улучшения, позволяющие вдоволь насладиться гладкими черепами в мире мертвых. А вот фоны, по-видимому, просто растянули под высокое разрешение, и на больших экранах это смотрится не так выгодно. Для любителей оригинальной версии переключение между новой и старой картинкой занимает мгновение. Фоновая музыка в игре была перезаписана заново Мельбурнским симфоническим оркестром, старейшим в Австралии и имеющим знаменитую историю. Управление также представлено в двух режимах: point-and-click при помощи мыши и классическое «танковое». Мышкой перемещать Мэнни куда удобнее, но Тим Шейфер настаивает на прохождении в стиле оригинала, в игре даже есть достижение за подобное волевое решение. Даже баги остались прежними, вероятно, для сохранения духа аутентичности. Для фанатов и коллекционеров во время прохождения есть возможность включить комментарии разработчиков и внимательно послушать, как Тим Шейфер в непринужденной обстановке, будто сидя за чайной парой напротив игрока, рассказывает о том или ином решении в разработке проекта.

Grim Fandango Remastered – отличный повод познакомиться с классикой приключенческого жанра для тех, кто в своё время пропустил игру. И не менее замечательный повод для тех, кто хотел бы снова добраться в компании любимых персонажей до заветного поезда №9. Несмотря на некоторые огрехи переиздания, оригинал великолепен настолько, что кажется, что годы ему не страшны. Широкая доступность на игровых платформах и адаптированность к нынешним стандартам картинки наверняка заставит многих геймеров в порыве восторга не единожды воскликнуть “Viva la revolution!”. И это прекрасно.