Project Reality – нужно ли в пострелушках хоть немного думать?

Доброго времени суток, дамы и господа, сегодня я бы хотел рассказать вам о тактическом сетевом шутере Project Reality, который, по моему мнению, заслуживает внимания. Возможно, в некоторых аспектах обзора субъективный взгляд будет заменять собой объективный (ибо для автора данная игра из разряда «охосспаде, 11/10, просто 11/10»), но я буд очень стараться выключать эмоции, честно-честно. 🙂

Начнём, пожалуй, издалека. Что же такое тактический шутер? Ведь старую добрую Counter-Strike и её многочисленные бесплатные онлайн-клоны тоже можно обозвать тактическими (везде ж есть тактика в игре, ну). Моё мнение: в тактическом шутере самой стрельбы должно быть в разы меньше, чем каких-либо других игровых действий, которые способствуют победе. Грамотное занятие позиций, действительно командная работа со взаимодействием игроков в выполнении различных операций – вот, что делает шутер тактическим, а не надпись на коробочке диска с игрой. В общем, не очень популярный жанр.

Но именно такой игрой является главный герой этого обзора — Project Reality. В далёком 2005-м вышла замечательная игра Battlefield 2, которую знают многие, а если и не знают, то наверняка слышали об этой серии. Началось всё с маленькой модификации оригинальной игры, которая упрощала интерфейс, убирая с экрана показатели здоровья, патронов, перекрестье прицела. Всё то, что в современных играх называют «хардкор» режимом. Годы разработки шли, модификация обрастала всё новыми и новыми идеями. И вот, спустя 10 лет, в 2015-м году вышла standalone-версия игры, которую можно бесплатно скачать с официального сайта и для игры уже не требуется оригинальная Battlefield 2.

PR

По сути, перед нами самостоятельная игра на движке десятилетней давности (графония не завезли, расходимся), которая предлагает нам сессионные сражения двух команд до 50 человек в каждой(!!!) на огромных картах 1-4 кв.км. Длительность каждой сессии зависит от нескольких факторов и может варьироваться от получаса до пары часов. Это уже нечто большее, чем батла, но и проще армы, в которой, по-моему, из-за чрезмерного реализма всё слишком переусложнено. Визуально переработаны практически все модели оружия, техники. Все игровые локации созданы с нуля, для каждой из них своя тема конфликта двух фракций, и свои режимы игры, которых в игре всего 6.

Сам геймлей по интерфейсу, управлению и восприятию многое заимствует у второй батлы, но наделён множеством особенностей, которые делают игру более реалистичной. Помимо упомянутых выше интерфейсных упрощений, здесь полностью переработана стрельба, управление транспортными средствами, система лечения и ремонта, система респауна, в игру добавлено строительство тактических укреплений, огневых точек, введён эффект подавления огнём:

pr2

А любая пуля, выпущенная за километр от вас, может оказаться смертельной, если рядом не окажется медика, который остановит кровотечение.

pr3

На текущий момент в игре полтора десятка фракций, у каждой из которых есть около двух десятков различных классов со своими особенностями и вооружением. Классы здесь действительно отличаются друг от друга, имеют узкую направленность своей специализации и от грамотного подбора отряда во многом зависит успех миссии.

pr4

Так любой грамотный штурмовой отряд не может обойтись без медика и пулемётчика, отряд снайперов состоит из снайпера и наводчика, а управлять вертолётом без специального снаряжения пилота попросту невозможно.

Одной из самых основных «фишек» игры является связь.  Дорога в мир этой игры просто закрыта для тех, у кого нет голосовой связи. И я не шучу, на некоторых серверах вас просто кикнут, если вы не подадите голос. Координация действий отрядов, координация действий внутри отряда – вот залог к победе. Одиночки здесь не выживают от слова совсем, а оказаться без поддержки посреди улицы/леса/пустыни = умереть/быть обузой для команды. И так в каждой мелочи в этой игре. Координация и общение, общение и координация. Вы даже можете не сделать ни одного выстрела за целый игровой раунд (а это от 40мин. до 4 часов в зависимости от карты, режима игры и количества игроков на сервере), но опережать большинство игроков по очкам победы, выполняя другие важные действия: транспортировка боеприпасов, ремонт техники, лечение раненых, захват точек, строительство огневых укреплений. И что меня поражает больше всего – отсутствие неадекватов. Нет, вы не подумайте, они есть, но их категорически мало и они здесь надолго не задерживаются, ведь тут нет никакого «ололо пиф-паф», им быстро становится скучно и они уходят (сами или с помощью админов). Так что в голосовом чате вы слышите в основном только полезную по игре информацию и лишь между раундами посторонний флуд.

А вот думать здесь нужно на каждом шагу. Внимательно слушать переговоры союзников, выбирать безопасные улицы для прохода, грамотно занимать огневые точки, обеспечивать прикрытие совзводных подавляющим огнём, постоянно сверяться с компасом и картой, терпеливо выжидать подкрепление, не совершая резких движений, выдающих вашу позицию. Да что там говорить, здесь действительно есть необходимость использования дымовых гранат в бою для прикрытия. Так же важно осуществлять своевременный отход из боя с целью ремонта/лечения/пополнения БК, ведь в игре существуют определённые лимиты на технику и определённые игровые классы. Потеря того или иного может повлечь за собой серьезные последствия и перевесить чащу весов в сторону ваших оппонентов.

PR5

Всем, кого заинтересует данная игра, я бы посоветовал предварительно прочитать кратенькое официальное пособие от разработчиков (всего каких-то жалких 47 страничек на английском с множеством иллюстраций) и начинать игру с роли простого пехотинца, потихоньку открывая для себя в процессе новые возможности, осваивая новые классы. Второй моей рекомендацией будет игра с друзьями. Броски в тыл вражеской территории плечом к плечу со знакомыми людьми удвоят удовольствие от игры, серьезно. Но если среди ваших друзей нет поклонников данного жанра, не отчаивайтесь, вы всегда можете найти достойных союзников на любом сервере.

PS: А ещё в конце прошлого года от создателей Project Reality вышла игра Squad, которая является идейным наследником PR, но уже на более современном движке. Игра пока находится на ранней стадии развития, доступны лишь пехотные бои на маленьких картах, но потенциал и дух предшественника отчётливо виден уже сейчас.

  • Aleksandr Zaborsky

    насколько я понимаю, поддержки русского языка там нет и комьюнити англоязычное? то есть для игры необходимо хорошее знание английского языка. (а как иначе в тактическом шутере?) и что с онлайном? игра малоизвестная, сколько народу обычно играет?

  • Андрей Рандом

    Судя по описанию, это облегченный клон Arma, а судя по скриншотам еще и некрасивый. В качестве «умного шутера» стоило рассмотреть как раз Arma, т.к. все перечисленные плюсы этой игры либо там уже есть, либо реализованы еще лучше, на мой субъективный взгляд.