20 лет назад вышел первый номер журнала Game.EXE («Магазин игрушек»)

Именно в этот день двадцать лет назад, 27 марта 1995 года, вышел в свет первый номер «Магазина игрушек» / Game.EXE! Я до сих пор считаю, что с приходом Игоря Исупова на место главного редактора Game.EXE стал лучшим русскоязычным СМИ про игры. Не говорю про лучшее СМИ вообще просто потому что не разбираюсь в вопросе. Каждый номер Game.EXE был событием и его даже можно было ПЕРЕЧИТЫВАТЬ несколько раз! У меня вся подшивка Game.EXE хранится до сих пор (а читать журнал я начала в конце 1998 года) и я даже переодически беру какой-нибудь номер наугад и с удовольствием читаю. Вот специально для вас разложил свою подшивку и сделал несколько фотографий:

Архив Game.EXE Архив Game.EXE

Предыстория журнала, впрочем, начинается много раньше. 1994 год, как раз тогда компьютерно-приставочный-игровой бум развивается в России настолько, что об этом всём появляется смысл делать журнал. И группа молодых людей, вращающихся вокруг уже существовавшей тогда «Компьютерры», обращается с этой идеей к издателю Дмитрию Мендрелюку. Чуть ли не за год до выхода в печать Олег Яшин организует создание пилотного номера журнала (по меньшей мере сбор текстов к нему). А за полгода до выхода (3 ноября 1994) «Магазин игрушек» регистрируют в Комитете РФ по печати. Для выпуска — совместно с компанией «Лампорт» — организуется отдельное закрытое акционерное общество, одноименное с журналом. И вот наконец все официальные-финансовые вопросы решены, тексты подготовлены, скриншоты (для консольных игр — через видеозахват) «награблены», журнал сверстан, напечатан, и 27 марта 1995 года наконец появляется в продаже.

И это был… очень любительский проект. Авторам по 17-18 лет, опыта в журналистике-издании никакого. В этом можно убедиться, посмотрев, скажем, на сканы ревью игры Jazz Jackrabbit (именно сканы — в электронной версии великодушно исправлены самые грубые ошибки), которому удивляешься — как это вообще могло попасть в печать, даже в 1995 году? Или взгляните на обзор приставки Kenga, который является ничем иным как рекламным буклетом. В результате уже ко второму выпуску сменилась редакция, а из прежних авторов остались один-два человека; потом пришел Игорь Исупов и началась уже совсем другая история.

Многие считали журнал еретическим, особенно неправославная «Игромания»; некоторые люди считали его журналистов «дебилами, придурками, больными и просто обожравшимися грибов субъектами с деформированной психикой». Именно этот журнал стал первым литературным компьютерным изданием, про который даже писались дипломные работы на филфаке. А еще именно эти люди ввели в обиход такие слова, как «дорредакция», «дрочитатели», «учу-человек», «пфью.учу», «казуал» и несли прочий прекрасный мотологический юмор в массы. Временами редактор и авторы доставляли невозбранно, цитируя присланные им на почту письма читателей.

В целом же тексты УЧУ ярко и выгодно отличались от прочей сделанной по шаблону новости-обзоры-прохождения-читы-железо игромакулатуры — злободневностью, стёбом и богатством языка. Чем, собственно, журнал себя и похоронил, ибо его целевая аудитория слабо пересекалась с ЦА игр, им описываемых (да-да, школьник, речь про тебя). Ну, и, конечно, бездарная работа рекламного отдела «Компьютерры», который не смог найти соответствующих спонсоров сначала для Game.EXE, а потом и для всей остальной «Компьютерры».

Если кратко: Game.EXE был первым, и строго говоря, единственным журналом об играх, который пытался иметь самостоятельную литературную ценность. То есть доставлять он мог даже если не играть ни в одну из описываемых игр.

В качестве журналиста я успел на излёте поучаствовать в создании журнала. Ну, кто первым найдёт мои тексты в Game.EXE?;)

При подготовке новости использовались тексты: 20 лет журналу «Магазин игрушек» — Game.EXE и из энциклопедии «Луркоморье»