Игровые ресурсы на клетках в Sid Meier’s Civilization V

Введение

Для хороших игроков в Sid Meier’s Civilization V давно не секрет, что победу в игре может обеспечить лишнее очко таких ресурсов, как производство , еда , наука . Не столь очевидно для многих, что победа может также зависеть и от лишних очков веры , золота (покупка юнитов) или культуры (вовремя принятый институт). Все эти ресурсы объединим в класс под названием игровые ресурсы. Стоит отметить, что к игровым ресурсам автор также относит и туризм, но наличие данного ресурса, особенно в многопользовательской игре, не так сильно влияет на победу (культурная победа, особенно против сильных игроков, практически невозможна). Поэтому в данной статье не будем уделять внимание туризму.

Несмотря на то, что все игровые ресурсы может генерировать сам город, при постройке определённых зданий или принятие определённых институтов и верований. Немаловажным источником данных ресурсов являются и обрабатываемые жителями клетки вокруг города. Данная статья является попыткой автора систематизировать информацию о полезности клеток внутри границ государства игрока и их улучшений в игре Sid Meier’s Civilization V.

Ландшафт и его особенности

Клетка — это крайне важный феномен игры. Если клетка находится внутри вашего государства и её обрабатывает один из жителей города, то она начинает приносить определённое количество игровых ресурсов. Клетку можно поделить на слои, где на первом слое (ландшафт) будет сама клетка, а на последующих улучшения, которые создаёт либо сама игра (особенности), либо игрок (улучшения), путём обработки клетки рабочими.

Ландшафт способен приносить городу такие игровые ресурсы, как производство, еда и золото, также ландшафт влияет на боевой показатель и стоимость очков передвижения юнитов, но данные показатели выходят за рамки данной статьи. Существующий в игре ландшафт и генерируемые им ресурсы показаны в таблице 1. Также в таблице приведены особенности, которые могут располагаться на клетке. Сразу отмечу, что рядом с клеткой может протекать река, тем самым в некоторых случаях влияя на игровые ресурсы клетки, эти особенности будут отражены в статье в дальнейшем.

НазваниеОсобенности
Равнина11холм, джунгли, лес, болото, радиация
Луга2холм, джунгли, лес, болото, радиация
Побережье1атолл
Океан1ледник, атолл
Тундра1холм, лес, радиация
Пустыняхолм, пойма, оазис, радиация
Снегхолм, радиация
Озеро2

Особенности

Ландшафт может содержать свои особенности, которые так или иначе влияют на ресурсы клетки. Некоторые особенности, например, холмы, могут полностью перечеркнуть ресурсы ландшафта и навязать свои (2 производства), а другие только прибавляют или отнимают определённые ресурсы у ландшафта (Таблица 2), в таблице данные особенности показаны знаками + и -.

НазваниеЛандшафт
Атолл11побережье, океан
Болото1равнина, луг
Джунгли2равнина, луг, холм
Ледникокеан
Лес11равнина, луг, тундра
Оазис31пустыня
Гораравнина, луг, тундра, пустыня, снег
Пойма2пустыня возле реки
Радиация-3-3-3равнина, луг, тундра, пустыня, снег
Холмы2равнина, луг, тундра, пустыня, снег (холм на снегу не даёт игровых ресурсов).

Чудеса природы

Помимо стандартных типов ландшафта есть еще и уникальные – чудеса природы. Всего их 17, но их количество на карте зависит от количества противоборствующих сторон (формула 1).

Количество чудес природы на карте = (Количество соперников/2)+ 1   (1)

Если игрок встречает клетку чуда природы [1], то его нация получает +1 к счастью , если же чуда природы находится в границах вашего государства, и один из жителей вашего города его обрабатывает, то игрок получает бонус к игровым ресурсам согласно таблицы 3. Ради познавательных целей в таблице 3 также приведено реальное место нахождение чудес природы. Стоит отметить, что чудо природы нельзя обработать рабочим, а юниты никак не могут пройти по этой клетке.

[1] Чудо природы Барьерный риф  занимает две клетки (Рисунок 1).

Большой барьерный риф

Рисунок 1 — Большой барьерный риф

НазваниеРеальное местоположение
Большое плато23США, Колорадо
Большой барьерный риф1212Австралия, Восточное побережье
Врата ада10Боливия
Гибралтарская скала25Гибралтар
Гора Кайлас62Китай, Гималаи
Гора Килиманджаро32Танзания
Гора Синай8Египет
Гора Фудзи233Япония
Источник молодости10Новый свет (Легенда)
Копи царя Соломона6Зимбабве (легенда)
Кракатау5Индонезия
Кратер Барринджера23США, Аризона
Озеро Виктория6Танзания, Кения, Уганда
Старый служака23США, Вайоминг
Улуру26Австралия
Шри Пада242Шри-Ланка
Эльдорадо5Новый свет (легенда)

Два чуда природы – Источник молодости и Копи Царя Соломона (как видно из таблицы 3 аналога который в мире нет) появляются на карте в 5 и 10 раз реже, чем остальные чудеса света, кроме Врат Ада. Врата ада появляются реже, чем остальные чудеса природы в два раза реже.

Стоит упомянуть об особенностях двух чудес света, которые могут повлиять на решение игрока завладеть клеткой с чудом природы.

Юнит, посетивший соседнюю клетку с клеткой Килиманджаро, получает улучшение – в два раза быстрее пересекать холмы в два раза до конца игры.

Юнит, посетивший соседнюю клетку с Источником молодости, при лечении будет восстанавливать в два раза больше здоровья до конца игры.

Если игрок первым найдет последнее из вымышленных чудес природы – Эльдорадо, то его казна пополнится на 500 золотых.

Иными словами, ваша держава получает неплохие бонусы, если в ваших границах находится чудо природы, особенно если играете за Испанию [2]. Если появляется возможность включить данную клетку в границы своего государства, лучше постараться этой возможностью воспользоваться.

Помимо игровых существуют и второй класс ресурсов, который нельзя не учитывать при игре.

[2] У Испании бонусы от чуда природы удваиваются

Второй класс ресурсов

Ресурсы второго  класса делятся на стратегические, редкие и бонусные.

Стратегические ресурсы (Таблица 4) — это ресурсы, которые необходимы для постройки некоторых юнитов и зданий. Если данных ресурсов нет, то постройка в городе определённых юнитов или зданий невозможна. Для открытия этих ресурсов требуется изучить определённые технологии, а чтобы этот ресурс был включен в богатства вашей империи, то построить рабочими улучшение, о которых в статье будет написано в дальнейшем. Стратегические ресурсы могут располагаться на определённых типах клеток.

Название БонусЮнитЗданияТехнологииКлетки
Лошади+1 Конные юнитыЖивотноводстволуг, равнина, тундра
Железо+1 Юниты с мечами, ФрегатыОбработка бронзыхолм, луг, равнина, пустыня, тундра, снег
Уголь+1 БроненосецФабрикаИндустриализацияхолм, луг, равнина
Нефть+1 Самолёты и танки, линкорБиологияджунгли, болото, пустыня, тундра, снег, побережье
Аллюминий+1 Поздние самолёты и танки, РСЗО, штурмовой вертолёт, части космического корабля Завод космических кораблей, ГЭСЭлектричествохолм, равнина, пустыня, тундра
Уран+1 ОБЧР, ядерные ракеты, бомбыАЭСЯдерная физикаджунгли, лес, болото, холм, луг, равнина, пустыня, тундра, снег

Редкие ресурсы – основа счастья вашей цивилизации. При постановки города вы обязательно обратите внимание на их наличие. Каждый обработанный ресурс даёт 4 счастья, что эквивалентно тому счастью, которое у вас отнимается при постановке города, также наличие этих ресурсов на клетке даёт определённый бонус к игровым ресурсам. (Таблица 5).

Название
Алмазы+3
Благовония+2
Вино+2
Драгоценности+2
Жемчуг+2
Золото+2
Какао+1+1
Киты+1+1
Крабы+1+1
Красители+2
Медь+2
Меха+2
Мрамор+2
Пряности+2
Сахар+2
Серебро+2
Слоновая кость+2
Соль+1+1
Трюфели+2
Фарфор+2
Хлопок+2
Цитрусы+1+1
Шёлк+2

Бонусные ресурсы – это можно сказать «масло на вашем куске хлеба». Без них можно прожить, но их наличие всегда очень приятно (Таблица 6). Бонусные ресурсы, как нетрудно догадаться, могут располагаться на определённых клетках.

НазваниеБонусКлетки
Бананы+1 джунгли
Бизоны+1 равнина, луг
Камень+1 холм, луг, равнина, пустыня, тундра, снег
Овцы+1 холм, луг, равнина, пустыня
Олени+1 холм, лес, тундра
Пшеница+1 пойма, равнина
Рыба+1 побережье
Скот+1 равнина

Все клетки (кроме чудес природы) вашего государства просто нуждаются в улучшениях игрока. После обработки клетки рабочим стратегические и редкие ресурсы добавляются в казну вашего государства, а бонусные ресурсы и другие клетки начинают приносить еще больше игровых ресурсов.

Улучшение клеток

Рабочие вашей империи могут улучшить любую клетку по вашему пожеланию либо изменить её особенность (вырубить лес, очистить болота, убрать джунгли). Улучшения добавляют к клетке определённые ресурсы. Существуют уникальные улучшения, которые могут строить только определённые нации (Таблица 7), а также улучшения, доступные всем (Таблица 8).

НазваниеСтранаМесто постройкиТехнологияБонус
Вырубка красного дереваБразилияДжунглиМашиностроение+2
КасбаМароккоПустнытяРыцарство+1 , +1 , +1
МоаиПолинезияЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег (на берегу)Металлоконструкции+1
ПольдерГолландияБолото, поймаГильдии+3
ФейторияПортугалияЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег (на берегу города-государства (ГГ))НавигацияГГ начинает давать копию каждого имеющегося у него редкого ресурса
Ферма-террасаИнкиХолмМеталлоконструкции+1
ШатоФранцияЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег (соседняя клетка с редким ресурсом, но не рядом с другим Шато)Рыцарство+1 , +2

Вырубка красного дерева начинает давать +2  после открытия технологии «Акустика».

Каждый соседний Моаи даёт дополнительно +1 . После изучения технологии «Авиация» Моаи даёт дополнительно +1 .

Польдер будет дополнительно приносить +2 , +1  после изучения технологии «Экономика».

Каждая соседняя клетка с горой добавляет дополнительно +1  к ферме-террасе. Также имеет все улучшения фермы (Таблица 11).

Шато даёт дополнительно +2 , +1  после открытия технологии «Авиация».

НазваниеКто строитМесто постройкиТехнологияБонус
АкадемияВеликий учённыйЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег, +все особенности+8
Буровая вышкаРабочийРесурс нефти на наземных клеткахБиология+1
ВыгонРабочийРесурс лошадь, скот, овцыЖивотноводство+1 (лошадь, скот). +1
(овцы)
Заводской комплексВеликий инженерЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег, +все особенности+4
КаменоломняРабочийКамень, мраморКаменная кладка+1
КрепостьВеликий полководецЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег, +все особенности+100% обороны юнитов
ЛагерьРабочийСлоновая кость, меха, олени, бизоны, трюфелиОхота+1 (олени, бизоны), +1 от остальных
ЛесопилкаРабочийЛесМеталлоконструкции+1
Нефтяная вышкаРабочая лодкаНефть на водных клеткахКриогеника+1
ПамятникАрхеологАрхеологические раскопкиАрхеология+1 за каждую новую эпоху после создания памятника
ПлантацияРабочийБананы, красители, шёлк, пряности, сахар, хлопок, вино, благовония, какао, цитрусыКалендарь +1
РудникРабочийХолм, железо, уголь, алюминий, уран, алмазы, золото, серебро, медь, сольДобыча руды+1
Рыбацкая лодкаРабочая лодкаРыбы, киты, жемчуг, крабыМореходство+1
СвятыняВеликий пророкЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег, +все особенности+6
ТаможняВеликий торговецЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег, +все особенности+4
Торговый постРабочийЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег, +все особенностиГильдии+1
ФермаРабочийЛуг, равнина, пустыня, пшеницаЗемледелие+1
ФортРабочийЛуг, равнина, пустыня, тундра, снег, +все особенностиИнженерное дело+50% к обороне юнита

Другие факторы

Казалось бы, разработчики и так достаточно потрудились, сделав каждую партию по данному вопросу уникальной. Но определённые принятые институты (Таблица 9), верования (Таблица 10), а также изученные технологии (Таблица 11) и построенные здания (Таблица 12) могут повлиять на различные клетки.

ИнститутБонус
Полностью изученная "Набожность"+3 от святынь
Полностью изученная "Коммерция"+1 от торгового поста
Свободомыслие (Рационализм)+1 от торгового поста
Суверенитет (Рационализм)+1 от научный построек
Новый курс (Свобода)Памятники и улучшения великих людей дают + 4 соответствующих очка
Пятилетний план (Порядок)+1 за каждый рудник или каменоломню
РелигияБонус
Пантеон "Бог моря"+1 за каждую рыбацкую лодку
Пантеон "Бог открытого неба"+1 за каждый выгон
Пантеон "Бог солнца"+1 за каждый источник бананов, цитрусовых и пшеницы
Пантеон "Богиня охоты"+1 за лагеря
Пантеон "Богиня празднеств"+1 , +1 за каждый источник вина и благовоний
Пантеон "Единение с природой" +4 за чудеса природы
Пантеон "Кромлехи"+2 за каменоломню
Пантеон "Легенды пустыни"+1 за клетку пустыни
Пантеон "Мать земля"+1 за каждое месторождение меди, железа и соли
Пантеон "Религиозные идолы"+1 , +1 за каждое месторождение золота и серебра
Пантеон "Священный путь"+1 за клетку джунглей
Пантеон "Слёзы богов"+2 за каждый источник жемчуга и драгоценностей
Пантеон "Танец авроры" +1 за каждую клетку тундры и леса
Пантеон "Устное предание" +1 за каждую плантацию
ТехнологияБонус
Госслужба+1 на клетке с фермой у реки, озера, оазиса
Компас+1 на клетке с рыбацкой лодкой
Химия+1 на клетке с заводским комплексом, рудником и каменоломней
Экономика+1 на клетке с торговым постом, таможней и лагерем
Научная теория+1на клетках с лесопилкой, +2 на клетках с академией
Удобрение+1 от плантаций, выгонов. +1 от ферм не у реки, озера, оазиса
Ядерная физика+2 от академий
ЗданияБонус
Монастырь (очки веры)+1 , +1 на клетке с источником вина и благовоний
Амбар+1 на клетках с пшеницей, бананами и оленями
Каменная мастерская+1 на клетках с камнем и мрамором
Плавучие сады (Ацтеки)+2 на клетке с озером
Базар (Арабский халифат)+2 на клетке с нефтью и оазисом
Конюшня+1 на клетке с овцами, лошадьми и скотом
Маяк+1 к клеткам океана и побережья, +1 на морских клетках с редкими ресурсами, +1 на клетках с рыбами
Монетный двор+2 на клетки с месторождением золота и серебра
Панская конюшня (Польша) +1 , +1 на клетках с выгонами
Университет, Ват (Сиам)+2 на клетках с джунглями
Длинный дом (Ирокезы)+1 на клетках с лесом
Кузница+1 на клетках с месторождением железа
Морской порт+1 , +1 на морских клетках с редкими ресурсами
ГЭС+1 от каждой клетки рядом с рекой
Чудо света: Галикарнасский мавзолей+2 от клетки с каменоломней и мрамором
Чудо света: Петра+1 , +1 на всех клетках пустыни кроме пойм

Заключение

Игра Sid Meier’s Civilization V многогранна, поэтому и пользуется спросом у любителей умных игр. Клетки – важный феномен игры. Хороший и опытный игрок обязан выжать из них максимум ресурсов, которые необходимы ему для победы. Надеюсь данная информация, сконцентрированная в одной статье, будет полезна. Я желаю читателям успешных стартовых позиций и богатых на ресурсы клеток.

Источники

  1. http://leshaigraet.ru/blog/%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%B2-sid-meiers-civilization-v/ (дата обращения 09.02.2016)
  2. http://leshaigraet.ru/civilization-v/civtop/ (дата обращения 09.02.2016)
  3. http://www.civilopedia.info/civilopedia/ru-ru/RESOURCE_HOME.aspx (дата обращения (09.02.2016)

  • princip

    Стоит указать во второй таблице, что джунгли могут распологаться на холмах и уже им «навязывать» 2 еды от клетки. А чудеса природы находящиеся в границах вашего государства дают бонус к игровым ресурсам, только, если их может и обрабатывает житель (если чудо находится в границах, и не обрабатывается то бонус работает только на чудеса дающие счастье, тот же источник молодости). И я не совсем понял про барьерный риф (бонусы от клетки удваиваются, если вы контролируете обе клетки), т.е. ты обрабатываешь 2 клетки рифа и получаешь: (ресурсы 1+ ресурсы 2)*2?

    • Andrew Koldyrev

      Здравствуйте, спасибо за замечания. Поправил статью, про большой барьерный риф вставил поясняющий рисунок.

  • Роман Шилин

    Крепость дает + 100 к обороне юнитов.

  • Ilya Okhman

    Пантеон — «Бог солнца» дает +1 к еде, а не к вере.

  • Basan Arvanginov

    Исправьте опечатку «Касба Марокко Пустнытя» на «Касба Марокко Пустыня».