Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина? Интервью для mail.ru

Недавно ко мне обратились из игрового отдела редакции mail.ru с просьбой прокомментировать создание «первой профессиональной команды по Civilization» и ответить на несколько вопросов.

Сегодня вышла статья с моими ответами. Прочитать её можно тут: https://games.mail.ru/pc/articles/feat/civ6_esport/

Кроме моих, там ещё ответы Стивена «MrGameTheory» Таковски (капитан состава Team Liquid по Civilization VI) и Дмитрия «Dilvish» Смита (первый вице-президент Федерации компьютерного спорта России)

Так как мои ответы местами сокращены и отредактированы, то ниже я вам скопировал оригинальный текст из переписки:

— Насколько мне известно, ты участвовал и занимался организацией турниров по Цивилизации, расскажи, сколько уходит времени на один турнир и каким является самый популярный формат?

Турнир проходит несколько недель. Но тут скорее проблема в организации участников, потому что в соревновании участвует много человек и у каждого из них разные часовые пояса, разные условия работы и прочее. На самом деле турнир по пошаговой стратегии можно провести за несколько дней.

Есть три формата турниров: дуэльный, командный и FFA (Free For All или «Каждый сам за себя» — это партия на несколько человек, чаще всего на 6, где победить может только один). Самый популярный формат — последний, но турниры чаще проходят по дуэльному формату, потому что он проще в организации.

— Как ты отреагировал на создание Team Liquid команды по Цивилизации 6? Есть ли шансы сделать игру полноценной киберспортивной дисциплиной?

Да никак не отреагировал. По-моему для начала должны существовать международные соревнования с призовым фондом, а уж потом начнут возникать команды. Пока это больше похоже на пиар. С тем же успехом они могли создать команду по «Охоте на куниц с бумерангом»;) Да, вы можете возразить, что, мол, ты сам проводишь турниры. Так и не я один, есть много турниров по «Цивилизации», но это всё любительские начинания. Создавать ради них профессиональную команду глупо. Есть даже сайты с рейтингами игроков, но, повторюсь, это всё любительство на уровне хобби. Так что создание Team Liquid команды по «Цивилизации 6» это всего лишь пиар команды Team Liquid и ничего больше;)

Сделать пошаговые стратегии полноценной киберспортивной индустрией, несомненно, возможно. Ниша не занята. Могу провести параллель с шахматами: в 80-х был настоящий бум по поводу матчей Каспарова и Карпова. С тех пор, конечно, шахматы стали менее зрелищными, но у нас ведь есть пошаговые стратегии! Да, их аудитория несомненно намного меньше чем у MOBA или шутеров, но она есть. Вопрос только в том, кто осмелиться вложить деньги в организацию и силы в поиск спонсоров.

— Что думаешь по поводу остальных пошаговых стратегий, как, например, линейка игр Тотал Вар? Возможно ли сделать из них киберспортивную дисциплину, учитывая, что в Тотал Вар есть отдельные битвы и смотрятся они зрелищнее Цивилизации?

Total War как пошаговая стратегия не очень интересна. Игра уникальна смешением жанров — пошаговость для экономики и реал-тайм для битв. Как вы понимаете, раз битвы проходят в реальном времени, то это уже не пошаговая стратегия;)

Я бы обратил внимание на серию «Endless» от французской студии Amplitude, тем более, что их недавно купила Sega.

К тому же, у тех же Firaxis, создателей «Цивы», есть ещё одна популярная пошаговая игра — XCOM. Но это, конечно, пошаговая тактика, а не стратегия.

Можно, конечно, ещё вспомнить серии игр Heroes of Might & Magic, Age Of Wonders, Galactic Civilizations, Disciples, Master Of Orion и другие, но… Практические все они в кризисе игровых идей или просто не уделяют достаточного внимания мультиплееру.

— У Цивилизации имеется большая армия поклонников, но смотреть матчи по несколько часов не каждому захочется. Какие, по-твоему, могут быть проблемы у игры, связанные со зрителями и её популяризацией, как киберспортивной дисциплины?

Ну, а мне, например, не хочется смотреть матчи по League Of Legends, но я же не удивляюсь проведению по этой игры турниров с многомиллионными призами;) Это всего лишь вопроса спроса и предложения. Мой канал на YouTube показывает, что есть много людей готовых часами смотреть на партию в пошаговую стратегию. При чём, судя, по статистике, это взрослые люди (70% моей аудитории старше 25 лет, 20% старше 35 лет). Они уже сами зарабатывают деньги и сами распоряжаются своим свободным временем. Этой аудитории малоинтересны быстротечные битвы той же «Доты», где всё происходит очень быстро и честно мало что понятно из-за мельтешения героев. Их выбор — пошаговые стратегии. Вот, ждём того, кто начнёт работать с этой аудиторией.

У самой же игры главная проблема в том, что они не делают внутри самой игры вменяемый ладдер и рейтинг игроков. Как пример, могу привести отечественную игру Gremlins Inc. Она, конечно, намного проще «Цивилизации» и скорее похожа на настольную игру, но вот работа с игроками там отличная: есть таблицы лидеров, лайки и дизлайки, куча статистики. Это всё объединяет игровое коммьюнити и создают атмосферу соревновательности. В случае же с «Цивилизацией» игрокам приходится создавать аналоги исходя из собственных возможностей, практически «на коленке». То есть создатели пошаговых стратегий как-будто не видят бума киберспорта. Или просто считают, что это «не про них».

Ну, и, конечно, я должен отметить отвратительную техническую поддержку многих пошаговых стратегий. В пятую «Циву» в мультиплеер приходилось играть буквально через боль и слёзы;) Поразительно, что одна из самых популярных игр («Цивилизация 5» почти шесть лет была в топ-5 самых играемых игр в стиме), которая так долго держалась именно благодаря мультиплееру, имела один из самых глючных сетевых кодов. Рассинхроны, вылеты игроков, частые загрузки сейвов — это было обычным делом даже для дуэльной игры, что уж говорить о партии на шестерых. Надеюсь, в «Цивилизации 6» с этим будет по-лучше.

— Чтобы ты посоветовал тем игрокам, которые давно играют в Цивилизацию и хотели бы попробовать себя в турнирах?

Совет простой — таки пробовать себя в турнирах!;) И просто много играть с людьми, а не против Искусственного Идиота aka Интеллекта;)