Герои Меча и Магии 4 (Heroes of Might and Magic IV) — Довакины были уже тогда

Приветствую, с вами снова Frey, и это второй выпуск о малопопулярных, но тем не менее очень неплохих ретро-играх (предыдущий выпуск можете найти здесь). И сегодня, как вы уже успели понять, речь пойдет о самой неоднозначной части великой серии «Герои меча и магии» (Heroes of Might and Magic), а именно о 4-ой части. Если вы в неё играли, вы понимаете, почему её считают таковой, ну а если нет, то эта статья как раз и создана, чтобы рассказать вам, что особенного в этой игре и почему, хоть многие её и не любят, я считаю эту часть, наоборот, одной из лучших в серии.

Хрустальные разрушители и крепкие орешки

Пожалуй, самое главное нововведение игры, которое после этого не было добавлено ни в одну следующую часть игры, — это «смертные» герои. Т.е. также как и войска, они находятся не за а на поле боя и могут быть полезными, как стоя в защите, так и носясь «шо дурные», и убивая «все-любое» (думаю, вы знаете, чья это фраза:)).

Естественно, все зависит от стиля прокачки персонажа. Так, например, вполне можно сделать героя настолько физически крутым, что он с одного удара будет заваливать дюжину драконов.

Собственно, почему такое название статьи
А если ваш герой ещё имеет модельку варвара и умеет кастовать заклинания, то его реально можно было бы назвать довакином. 🙂

Эта особенность игры многим не понравилась, и, возможно даже, вы относитесь к их числу. Однако, лично мне, наоборот, она нравится, хотя бы просто потому что она кажется более логичной, чем полная неуязвимость ко всему, а также (как оно было в пятой части серии) мгновенный телепорт к врагу для нанесения удара.

А вообще игра так сделана, что достичь максимального уровня прокачки (чтобы вышеуказанная ситуация с драконами стала реальностью) крайне сложно. Ну, может только в каких-то больших кампаниях это ещё возможно. Чтобы более наглядно показать этот масштаб надо объяснить, что каждый герой может изучать до 5 разных веток развития. Каждая такая ветка содержит в себе 4 способности, каждая из которых имеет 5 уровней прокачки. Чисто математически герой может прокачаться 5х4х5=100 раз. Кстати, в отличие от третьих героев, здесь при повышении уровня дается не 2 а 3 способности на выбор, что позволяет значительно уменьшить шанс прокачки совершено не нужного спелла.

Смерть меня не остановит

Кстати, возможно, у вас возник вопрос, а что делать, если герой таки умер?

Тут два варианта: Либо после «смерти» герой попадет в темницу в одном из вражеских городов (после его захвата герой возвращается в строй). Либо на карте появляется его гроб, который можно отнести в город с церковью (или просто в церковь, если найти её на карте), и герой сразу воскреснет.

Но тогда возникает второй логичный вопрос — а если герой умирает, то как же армия без него сможет существовать? И тут мы подходим ко второму нововведению Героев Меча и Магии 4, которое так же не было добавлено в последующие части — возможность перемещать войска без героя. Странно то, что мне эта часть игры, наоборот, очень нравится и я, играя в любую другую часть героев, постоянно спрашивал свои отряды: «ну почему вы не можете перемещаться без героя, это же так просто? И почему вдруг нейтралы могут это делать, а войска игроков видите ли нет?».

Перки, деньги, два барака

В игре присутствуют, так называемые, классы героев. Каждый класс требует прокачки определенных веток хотя бы по два раза каждой и дает свои бонусы.

Таблица всех 37 классов
Продвинутый классТребуемые уменияБонус
ГенералВсе свои отряды, получают +1 к морали
МаршалВсе свои отряды, получают +10% к атаке
Полководец Все свои отряды, получают +2 к морали
Крестоносец Герой имеет всегда максимальную мораль
Иллюзионист Повышает эффективность заклинаний создания иллюзий на 20%
Reaver Даёт герою 25% к урону
Пиромант На героя постоянно наложено заклинание «Огненный щит»
Хранитель природыВсе отряды получают +10% к защите
СнайперГерой получает вторичный навык – стрельба, а также +5 к стрелковой атаке
Боевой лорд Герой получает +5 к атаке в ближнем бою
Паладин Герой получает оберег смерти
Боевой маг Сила заклинаний волшебный кулак и ледяная молния увеличивается на 20%. Герой получает заклинание волшебный кулак, если он его не знал до этого.
Убийца Скорость и дальность передвижения героя увеличивается на 3
Огненный стражГерой получает иммунитет к заклинаниям огня. Атаки, основанные на огне, наносят герою только половину урона.
БистмастерЭффективность заклинания Призыв волка увеличивается на 20%
БистлордЭффективность заклинаний Призыв волка и Призыв белого тигра увеличивается на 20% (да, тупо лучше чем предыдущее)
ГилдмастерГерой с некоторой вероятностью может оглушить противника в рукопашной схватке.
ПророкНа героя постоянно наложено заклинание Духовная броня
ПровидецРадиус видения (разведки) героя увеличивается на 2
Ниндзя Оружие героя становится отравленным: атака героя сопровождается наложением заклинания яд.
КолдунЭффект от всех заклинаний огня увеличивается на 20%
Бард Удача героя становится максимальной
Кардинал Герой получает 5% к умению восстановление
Верховный магРукопашная атака героя понижает удачу противника до минимума
Тёмный лорд Рукопашная атака героя понижает мораль противника до минимума
Повелитель ведьм При рукопашной атаке герой нагоняет на противника страх (цель не отвечает и после атаки отступает)
МонахГерой получает оберег хаоса
Тёмный жрец Герой получает способность вампиризма: за каждые 2НР нанесённого урона в рукопашной схватке, герой получает 1НР собственного здоровья
Еретик Герой получает иммунитет всех заклинаний, направленных на разум
Призыватель Повышает эффективность умения Призыва (Summoning) увеличивается на 20НР в день
Тёмный маг Навык стрелковой защиты возрастает на 50%
Волшебник Стоимость всех заклинаний снижается на 2
Чародей Эффективность всех заклинаний призыва и сотворения иллюзий повышается на 20%
ЛичВо время атаке может временно состарить противника
Демонолог Повышает эффективность заклинаний Summon Imps, Summon Cerberi, Summon Ice Demon, Summon Venom Spawn и Summon Devils, позволяя вызывать на 50 НР больше тварей
ВарлокЗапас маны героя возрастает на +10 SP, и герой дополнительно восстанавливает 1 SP маны в день
Архимаг Любые 3 магические школыПовышает эффективность всех заклинаний на 20%

Ещё одно отличие от третьих героев в том, что раньше, чтобы изучить заклинание, нужно было лишь построить побольше башен магии или изучить нужную школу, то теперь между этими двумя пунктами нужно поставить не ИЛИ а И, т.е. нужны и башни и изучение школ. Кстати, книги магии в этой игре работают по этому же принципу, т.е. сначала прокачка школы, и только тогда книга откроет все доступные заклинания. И это, как по мне, очень хорошее новшество.

Также удачным нововведением (потому что оно было во всех последующих частях, хоть его и изменили немного) стала возможность выбирать, какой юнит можно будет строить в данном замке, а какой — нельзя. И это заставляет задуматься над выбором военного развития. Правда, тут нужно сделать небольшое отступление. В официальной версии игры есть небольшая проблема с балансом существ. Из-за этого некоторые существа практически никогда не строились, ввиду своей слабости. И поэтому, (и далеко не только поэтому) для более интересной игры я бы порекомендовал скачать патч equilibris. Он меняет, в том числе, и баланс, делая ранее слабых существ не такими уж и слабыми. И вот уже тогда появляется реальный повод для обдумывания выбора войск.

А хотели как лучше…

Сражения в этой игре также претерпели изменения (но судя по следующим частям игры не особо удачные).

Первый спорный пункт — ушла как таковая сетка поля боя (квадрат, гексы и т.п.). Да её можно включить, но она в данной игре не несет той же ценности, что и раньше. Поэтому лично я ей никогда не пользовался. И возможно, это тоже многим не нравится, а мне как раз наоборот нравится, ибо это повышает реалистичность происходящего.

Второй спорный пункт — камера, находящая не сбоку, а сзади ваших войск. Да, в Герои Меча и Магии 5 камеру можно было вертеть хоть как, но как часто вы это делали? Хотя опять же, мне вид сзади в 4-ой части нравится больше чем вид сбоку, но я думаю это не так критично.

Третий и уже не спорный, а реально неудачный пункт — осада замков. Отказ от осадного оружия (вышеупомянутая баллиста не является таковым), возможность ломать только ворота и только юнитами ближнего боя (причем их сила не особо влияет на время уничтожения ворот) и крайне странные вышки для юнитов дальнего боя делают замковый штурм «забавным» зрелищем. А забавно именно то, что порой отряду войск проще убить врага в чистом поле, чем, отсиживаясь в замке, из-за возможности выйти из него только через узкие ворота. Узкие потому что, если в них стоит хотя бы одно существо, никто через них больше не пройдет, пока оно не сдвинется, а как, извольте спросить, выводить из замка армию милишников без создания огромной пробки, что, например, может очень сильно помешать дойти до вражеских юнитов дальнего боя?

Четвертый спорный момент — графика юнитов на поле боя. Она настолько отличается от третьей части, что тут нельзя однозначно сказать, лучше она или хуже. Просто кому-то нравится одно, а кому-то — другое. Мне лично графика в этой игре нравится, особенно модели некоторых войск прям вот вообще крутые. Ну и в целом, графика в игре для меня приятная, цвета и прорисовка юнитов стали более естественными нежели ранее.

Ведь я лишь музыкант…

А вот, что лично для меня точно является одной из самых крутых фишек игры — это её музыка. Это единственная игра, музыку которой я часто слушал отдельно от самой игры. Да и её крутость доказывает тот факт, что некоторые треки были перенесены в некоторые следующие части игры.

Подводя итог, хочется сказать, что игра, вышла хоть и спорная, но не лишенная своих особенностей, о которых и шла речь. Как не крути, это единственная игра в серии «Герои меча и магии», в которой можно прокачать персонажа, чтобы он в соло убивал отряды противников. Лично я в неё играл намного больше, нежели в третью часть, а это о чем-то да говорит. По 5-бальной шкале я бы ей поставил 4. Она складывается из 5, если большинство спорных моментов в игре вам нравится (как и мне) и 3, если они вам не нравятся.

Также, можете зайти в группу в вк, чтобы узнать о последних новостях о данной игре и найти людей для игры.

И посмотрите качественный (по сравнению с другими) видео обзор игры и узнайте о всех тех моментах, о которых я по тем или иным причинам не упомянул в статье.