Герои Меча и Магии 4 (Heroes of Might and Magic IV) — Довакины были уже тогда

Приветствую, с вами снова Frey, и это второй выпуск о малопопулярных, но тем не менее очень неплохих ретро-играх (предыдущий выпуск можете найти здесь). И сегодня, как вы уже успели понять, речь пойдет о самой неоднозначной части великой серии «Герои меча и магии» (Heroes of Might and Magic), а именно о 4-ой части. Если вы в неё играли, вы понимаете, почему её считают таковой, ну а если нет, то эта статья как раз и создана, чтобы рассказать вам, что особенного в этой игре и почему, хоть многие её и не любят, я считаю эту часть, наоборот, одной из лучших в серии.

Хрустальные разрушители и крепкие орешки

Пожалуй, самое главное нововведение игры, которое после этого не было добавлено ни в одну следующую часть игры, — это «смертные» герои. Т.е. также как и войска, они находятся не за а на поле боя и могут быть полезными, как стоя в защите, так и носясь «шо дурные», и убивая «все-любое» (думаю, вы знаете, чья это фраза:)).

Естественно, все зависит от стиля прокачки персонажа. Так, например, вполне можно сделать героя настолько физически крутым, что он с одного удара будет заваливать дюжину драконов.

Собственно, почему такое название статьи

Эта особенность игры многим не понравилась, и, возможно даже, вы относитесь к их числу. Однако, лично мне, наоборот, она нравится, хотя бы просто потому что она кажется более логичной, чем полная неуязвимость ко всему, а также (как оно было в пятой части серии) мгновенный телепорт к врагу для нанесения удара.

А вообще игра так сделана, что достичь максимального уровня прокачки (чтобы вышеуказанная ситуация с драконами стала реальностью) крайне сложно. Ну, может только в каких-то больших кампаниях это ещё возможно. Чтобы более наглядно показать этот масштаб надо объяснить, что каждый герой может изучать до 5 разных веток развития. Каждая такая ветка содержит в себе 4 способности, каждая из которых имеет 5 уровней прокачки. Чисто математически герой может прокачаться 5х4х5=100 раз. Кстати, в отличие от третьих героев, здесь при повышении уровня дается не 2 а 3 способности на выбор, что позволяет значительно уменьшить шанс прокачки совершено не нужного спелла.

Смерть меня не остановит

Кстати, возможно, у вас возник вопрос, а что делать, если герой таки умер?

Тут два варианта: Либо после «смерти» герой попадет в темницу в одном из вражеских городов (после его захвата герой возвращается в строй). Либо на карте появляется его гроб, который можно отнести в город с церковью (или просто в церковь, если найти её на карте), и герой сразу воскреснет.

Но тогда возникает второй логичный вопрос — а если герой умирает, то как же армия без него сможет существовать? И тут мы подходим ко второму нововведению Героев Меча и Магии 4, которое так же не было добавлено в последующие части — возможность перемещать войска без героя. Странно то, что мне эта часть игры, наоборот, очень нравится и я, играя в любую другую часть героев, постоянно спрашивал свои отряды: «ну почему вы не можете перемещаться без героя, это же так просто? И почему вдруг нейтралы могут это делать, а войска игроков видите ли нет?».

Перки, деньги, два барака

В игре присутствуют, так называемые, классы героев. Каждый класс требует прокачки определенных веток хотя бы по два раза каждой и дает свои бонусы.

Таблица всех 37 классов

Ещё одно отличие от третьих героев в том, что раньше, чтобы изучить заклинание, нужно было лишь построить побольше башен магии или изучить нужную школу, то теперь между этими двумя пунктами нужно поставить не ИЛИ а И, т.е. нужны и башни и изучение школ. Кстати, книги магии в этой игре работают по этому же принципу, т.е. сначала прокачка школы, и только тогда книга откроет все доступные заклинания. И это, как по мне, очень хорошее новшество.

Также удачным нововведением (потому что оно было во всех последующих частях, хоть его и изменили немного) стала возможность выбирать, какой юнит можно будет строить в данном замке, а какой — нельзя. И это заставляет задуматься над выбором военного развития. Правда, тут нужно сделать небольшое отступление. В официальной версии игры есть небольшая проблема с балансом существ. Из-за этого некоторые существа практически никогда не строились, ввиду своей слабости. И поэтому, (и далеко не только поэтому) для более интересной игры я бы порекомендовал скачать патч equilibris. Он меняет, в том числе, и баланс, делая ранее слабых существ не такими уж и слабыми. И вот уже тогда появляется реальный повод для обдумывания выбора войск.

А хотели как лучше…

Сражения в этой игре также претерпели изменения (но судя по следующим частям игры не особо удачные).

Первый спорный пункт — ушла как таковая сетка поля боя (квадрат, гексы и т.п.). Да её можно включить, но она в данной игре не несет той же ценности, что и раньше. Поэтому лично я ей никогда не пользовался. И возможно, это тоже многим не нравится, а мне как раз наоборот нравится, ибо это повышает реалистичность происходящего.

Второй спорный пункт — камера, находящая не сбоку, а сзади ваших войск. Да, в Герои Меча и Магии 5 камеру можно было вертеть хоть как, но как часто вы это делали? Хотя опять же, мне вид сзади в 4-ой части нравится больше чем вид сбоку, но я думаю это не так критично.

Третий и уже не спорный, а реально неудачный пункт — осада замков. Отказ от осадного оружия (вышеупомянутая баллиста не является таковым), возможность ломать только ворота и только юнитами ближнего боя (причем их сила не особо влияет на время уничтожения ворот) и крайне странные вышки для юнитов дальнего боя делают замковый штурм «забавным» зрелищем. А забавно именно то, что порой отряду войск проще убить врага в чистом поле, чем, отсиживаясь в замке, из-за возможности выйти из него только через узкие ворота. Узкие потому что, если в них стоит хотя бы одно существо, никто через них больше не пройдет, пока оно не сдвинется, а как, извольте спросить, выводить из замка армию милишников без создания огромной пробки, что, например, может очень сильно помешать дойти до вражеских юнитов дальнего боя?

Четвертый спорный момент — графика юнитов на поле боя. Она настолько отличается от третьей части, что тут нельзя однозначно сказать, лучше она или хуже. Просто кому-то нравится одно, а кому-то — другое. Мне лично графика в этой игре нравится, особенно модели некоторых войск прям вот вообще крутые. Ну и в целом, графика в игре для меня приятная, цвета и прорисовка юнитов стали более естественными нежели ранее.

Ведь я лишь музыкант…

А вот, что лично для меня точно является одной из самых крутых фишек игры — это её музыка. Это единственная игра, музыку которой я часто слушал отдельно от самой игры. Да и её крутость доказывает тот факт, что некоторые треки были перенесены в некоторые следующие части игры.

Подводя итог, хочется сказать, что игра, вышла хоть и спорная, но не лишенная своих особенностей, о которых и шла речь. Как не крути, это единственная игра в серии «Герои меча и магии», в которой можно прокачать персонажа, чтобы он в соло убивал отряды противников. Лично я в неё играл намного больше, нежели в третью часть, а это о чем-то да говорит. По 5-бальной шкале я бы ей поставил 4. Она складывается из 5, если большинство спорных моментов в игре вам нравится (как и мне) и 3, если они вам не нравятся.

Также, можете зайти в группу в вк, чтобы узнать о последних новостях о данной игре и найти людей для игры.

И посмотрите качественный (по сравнению с другими) видео обзор игры и узнайте о всех тех моментах, о которых я по тем или иным причинам не упомянул в статье.