Шпионаж в Beyond Earth — Rising Tide

А давайте, мои маленькие стратеги, разберёмся в механике шпионажа! Шпионаж в Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth — Rising Tide очень сильно связан с основными механиками игры: с технологиями, с социальными политиками (virtue), с дипломатией. В результате этого науки или личные навыки сгруппированы не в отдельных главах текста, а упоминаются в описании разных функций шпионажа.

Откуда берутся шпионы

Для шпионажа нужны шпионы, а их мы можем получить несколькими способами:

  • спонсор Чунгсу
  • национальное чудо Бюро разведки (Spy Agency)
  • основной шпионский квест
  • квест от здания
  • направление развития (virtue)

У Чунгсу спонсора основное личное умение даёт нам сразу же 1 шпиона. В дополнение к этому за каждую успешно выполненую операцию вы получаете от 10 до 30 науки за уровень агента и при прокаче личного умения. На третьем уровне можно получить еще одного шпиона.

Все остальные фракции должны построить бюро развездки для того чтобы получить три шпиона, а также активировать основной квест по шпионажу. В ходе основного квеста, состоящего из нескольких не очень полезных операций, можно получить еще 1 шпиона.

Другой способ получения шпионов это строительство определённых зданий и при срабатывании квеста выбрать +1 шпион. Всего таких зданий три: Штаб (Command center), Инфоцентр (Feedsite hub) и Интегратор КЭС (Cel cradle). Удобно, что два из этих трёх зданий находятся в одной технологии «Коммуникации» (Communications), но проблема в том, что Инфоцентр и Интегратор КЭС требуют 2 и 4 уровня Превосходства соответственно. Кроме того все три технологии (Вычисления, Коммуникации, Искуственный Интелект) находятся в одном участке паутины технологии.

Последний способ получения агента это направления развития (virtue): Информационная война (Information Warfare) из ветки Знания, а также первый синергетический бонус второго уровня.

Итого максимум вы можете иметь от 9 до 11 шпионов.

Проект национальной безопасности

После появления шпионов вам необходимо выбрать проект национальной безопастности. Проект даёт бонусы за каждого шпиона в главном управлении (Headquarters). Это те шпионы которые никуда не назначены. При желании проект можно сменить за несколько ходов.

Список проектов национальной безопастности:

НазваниеОписание
Внутренняя безопасность+1% к боевой мощи и +1% к самообороне города за каждого агента в управлении
Научно-исследовательский проект1% к производству чудес за каждого агента в главном управлении
Пропаганда+2% к здоровью за каждого агента в главном управлении
Оперативная поддержка+2% выживаемости агента во время операции за каждого агента в главном управлении
Рекогносцировка операций+1% к шансам на успех операции за каждого агента в главном управлении

 

Оcновной квест шпионажа

Этот квест имеет несколько этапов, для начала вам предложат открыть «Обработку даных» (Computing) технологию, чтобы построить Spy Agency. Потом он на некоторое время может исчузнуть. Далее квест бывает разным, иногда нужно провести операцию требующую 4 уровня интриги, иногда нужно сделать ряд бесполезных операций в стиле извлечь или доставить посылку. В итоге основного квеста вы получите Ложу Кулпера (Culper Lodge) которая автоматически делает всех завербованных агентов спецагентами.

Что можно делать со шпионами

Далее когда у нас есть шпионы и выбранный проект безопастности можно использовать шпиона несколькими способами:

  • отправить в чужой город
  • отправить в свой город
  • отправить на черный рынок
  • отставить в главном управлении

Шпионаж в чужом городе

Для того чтобы посадить шпиона в чужой город, вам необходимо каким-нибуть юнитом (исследовать, спутник шпион или другое) открыть этот город. Важно учесть, что если вы открыли поселение (outpost) до того как оно стало городом, шпиона туда не посадить, необходимо увидеть именно город. Отдельным исключением являются столицы соперников, поскольку само расположение столицы видно сразу же, а открывается она для шпионажа сразу же как вы встретили друг друга. После того как шпион доберётся до чужого города у вас появляется возможность видеть окрестности вокруг города и выполнять разничные тайные операции.

Список операций:

Название операцииТребованиеОписание
Установить сетьВ результате этой операции можно получить информацию о противнике.
Украсть энергиюОперация даёт вам некоторое количество энергии, при этом у противника количество энергии не уменьшается.
Украсть науку 1 уровень интригиОперация даёт вам некоторое количество науки к текущему исследованию, при этом у противника количество науки не уменьшается.
Завербовать перебежчиков 2 уровень интригиДаёт вам 1-3 случайных юнита.
Пропаганда3 уровень интригиУкрасть очки капитала.
Украсть технологию3 уровень интригиОперация даёт вам бесплатную технологию. Можно украсть технологию, которой у противника нет.
Взломать спутники4 уровень интригиУничтожает спутники вокруг города.
Осадной червь4 уровень интриги и 10 уровень ГармонииВызов 4 осадных червей, которые движутся к городу и стараются его уничтожить. Глючит в случает если есть вокруг морские клетки.
Грязная бомба4 уровень интриги и 10 уровень Чистоты Убивает половину жителей города.
Саботаж 4 уровень интриги и 10 уровень ПревосходстваВзрывает клетки вокруг города и их придётся починить.
Переворот5 уровень интригиЗахват города соперника.

Как видно для некоторые операций требуется либо некоторый уровень интриги, либо требование по парадигме. Интрига в городе накапливается за каждую успешную операций и как результат даёт возможность устраивать еще более высокоуровневые операции. В требованиях к операции число интриги целое, но на деле интрига это число от 1.00 до 5.00, что явно видно по неполностью заполненым ромбикам под названием города.

При выборе операции вы увидете проценты которые описывают две вероятности: вероятность агента выжить и вероятность успешно выполнить операцию. Исход операции собирается из этих двух событий, а именно что случилось с агентом и как прошла операция.

  • агент не был обнаружен
  • агент был обнаружен
  • агент был разоблачен, но сумел сбежать (вероятно только если вражеский шпион в городе)
  • агент был убит (вероятно только если вражеский шпион в городе)
  • операция выполнилась
  • операция провалилась

Получается 8 комбинаций в формате: операция выполнилась, но агент был обнаружен и сбежал. Когда агента убивают, то по прошествию нескольких ходов (1-5 ходов) будет нанят новый агент.

Ресурсы добытые вашим шпионом добавляются в вашу копилку, но не отниюматся у противника. Механика с реальным отъёмом ресурсов потребует сильной переделки игры: например еще с ванильной версии определённые социальные политики позволяют увеличить приток энергии в процентном отношении к уже накопленной энергии. Как вы понимаете в случае с реальным воровством ресурсов идея накапливания энергии теряет смысл. Похоже шпионажем и социальными политиками занимались разные люди и кто-то им запретил общаться между собой.

Агенты

Агенты имеют три уровня прокачки: новичок (rectuit), агент (agent), спецагент (special agent). В общем чем выше ранг тем лучше, а если подробнее, то ранг агента влияет на:

  • сколько ресурсов (энергии, науки, юнитов) украдётся
  • сколько ходов будет просходить операция (меньше на 1 ход, меньше на 2 хода, меньше на 3 хода)
  • вероятность успешной операции
  • вероятность выжить во время операции
  • количество уменьшаемой интриги во время контр-шпионажа
  • количество ходов для путешествия между городами

Для ускорения прокачки агента есть несколько способов. Самый простой и очевидный способ это выполнять тайные операции, и за некоторое количество операций агент повысит свой уровень. Ложа Кульпера даёт всем вашим агентам ранг «спецагент», но для этого вы должны закончить основной квест по шпионажу.

В каждой ветке личных навыков (гражданской, военной или политической) есть по одному навыку для шпионажа. Личный навык в политической ветке (political trait) даёт 15-20-25% к скорости проведения операции и 20-25-30% к выживанию агента. Еще он даёт соглашение которое повышает выживаемость агентов на 10-15-20% в зависимости от уровня отношений. Личный навык в военной ветке (military trait) снижает на 1 — 3 количество операций требуемых для того чтобы агент повысил свой ранг. Соглашение снижает интригу в вашей столицы на 15-20-25% в зависимости от уровня отношений.

Два уникальных соглашения с АРК также дают на 25%-35%-50% более быстрые выполнения операций или же агенты нанимаются на 1-2-2 ранга выше.

Есть также артефактный бонус «Тренировка взгляда в душу» (Soul Discerner Training), который даёт плюс 25% к скорости тайных операций.

Интрига

Сама по себе интрига не влияет на производство, рост и другие параметры в городе. С другой стороны то что город имеет высокую интригу говорит о том, что соперник видит то что вы делаете и то что он получил много прибыли. Уровни интриги 4 и 5 дают возможность провести высокоуровневые операции вроде захвата города.

Обычно интрига растёт очень медлено и вам требует по несколько операций для того чтобы её поднять на следующий уровень. Чтобы ускорить рост интриги можно принять социальную политику Спецслужбы (Special Service)  в ветке Сила. Спонсор АРК имеет спобность, которая увеличивает скорость операций на 30-50%, а также снижает требования к операция на 1 уровень интриги меньше. Как видите способов повысить интригу не много, вот способов понизить побольше.

Понизить интригу можно несколькими способами:

  • посадить своего шпиона в город
  • построить здание «Сеть наблюдения» (Surveillance Web), которое снижает максимальный уровень интриги на 1 в городе где построено это здание
  • принять развитие «Прикладная метасоциология» (Applied Metasociology) при которой когда агент в городе уровень интриги уменьшается быстрее
  • личный навык из гражданской ветки (domestic trait) даёт замедление к росту интриги на 10-20-30% в зависимости от уровня, также даёт соглашение, которое даёт +2 или +3 видимости для шпионов в чужих городах
  • запустить спутник над городом «Всевидец» (ALL-SEER), который изгоняет всех тайных агентов, убирает интригу и не даёт проводиться тайным операция до тех пор пока работает
  • построить чудо «Улей» (Human Hive), которое делает город иммунным к тайным операциям
  • артефактное чудо «Релятивистский банк данных» (Relativistic data bank) даёт -1 интриги за ход во всех городах

Черный рынок

Черный рынок это обмен капитала на ресурсы или ресурсы на капитал. Цена на покупку ресурсов от 25 до 50 капитала в ход, что очень много в начале игры. Каждый ранг агента при покупке понижает цену на 5 капитала в ход. Цены на продажу фиксированные от 5 до 10 капитала в ход за один ресурс, а ранг агента повышает количество ресурсов которые можно продать с 1 до 3 и до 5.

Для меня черный рынок был удобен, когда не хватало ресурсов для чуда (геотермальных ресурсов) или не хватает нефти для спутника. Продажа ресурсов тоже удобный механизм, например когда у вас есть геотермальный ресурс, а строить чудо пока не планируется. Только вот необходимо иметь уже прокаченного агента.

Стратегия

В самом начале игры стараться открыть технологию «Вычисление» имеет смысл прежде всего для АРК и для Чунгсу. Все остальным всё равно имеет смысл открыт эту технологию, но не сразу, а как только будет удобно, ведь инфраструктура в самом начале игры будет поважнее. В дополнение к этому 3 шпиона неплохо помогу следить за тем как развиваются соседи.

Держать шпионов в главном штабе, чтобы получать бонус от проекта безопастности бесполезно, их нужно использовать для защиты или тайных операций. Относительную пользу может пренести проект «Рекогнисцировка операций» в середине и конце игры, когда нужно выполнить тайную операцию, а для высокоуровневых операций вероятности в районе 30-50%. Тогда несколько шпионов могут повысить вероятность на около 5% и это может помочь выполниться операции успешно. Другие же проекты национальной безопастности выглядят очень сомнительно, признавайтесь кто их хоть раз использовал?

Вопрос идти ли и открывать технологии для дополнительных шпионов простой. Можно точно сказать что если вы идёте по пути Превосходства, то эти технологии придётся открыть. Для Чистоты частично туда нужно будет зайти из-за одного спутника для врат, а вот для Гармонии это очень опционально. Интересно, что для Превосходства не только удобно иметь много шпионов, но и также чудо «Улей находится в технологии дающей очки к Превосходству. Даже операция саботаж требует меньше ходов на выполнение, чем аналогичные у других парадигм.

Пытаясь сделать количество шпионов максимальным вы конечно можете пойти через Знание и/или совместить знание с Силой, но мне кажется что такой важный выбор должен решаться с учетом других факторов.

Пока пытался разобраться как шпионаж работает, нашел в одном lua скрипте интересную механику того сколько науки вы украдёте. Если вы успешно украли науку, тогда полученная наука считается от исследуемой технологию. В зависимости от ранга агента мы можем получить 15% — 20% — 25% от текущией исследуемой науки. Итого, если подгадать момент и сменить дешевую науку на более дорогостоющую, мне удавалось украсть например не 50 дополнительной науки, а 160. Это всего одним шпионом! Если же наука не выбрана, тогда итоговое значение украденой науки получается из науки в ход умноженой на 1, 2 или 2.5 в зависимости от ранга агента. Хороший приём, но нужно внимательно следить за шпионажем для этого и четко решить по каким наукам двигаться.

Стоит заменить что шпионаж не может быть постоянным источником науки или энергии, но вполне позволяет ускориться в развитии. Например, чем дороже вами иследуемая наука, тем больше науки вы получите в ходе успешной операции. Количество украденной энергии зависит от ранга агента и номера хода и где-то на 120 ходу вы можете украсть агентом 3 уровня около 250 энергии, что не много, но несколькими агентами сумма может составить до 1000, что уже получше, но это практически один хороший боевой юнит.

Защита от шпионажа строится на основе ваших шпионов посаженных в ваших городах и здании Сеть наблюдения. Спутник «Всевидец» находится очень далеко и доступен только для тех кто идёт на научную победу.

В целом шпионаж очень полезная вещь, которой придётся заниматься каждую игру и в особенности если вы или соперники играют за АРК или Чунгсу. При помощи шпионажа не только можно получать дополнительные ресурсы, но операции вроде саботажа или грязной бомбы могут свести на нет развитие вашей столицы или другого города. Очень рекомендую изучить этот треугольник технологий «Вычисление», «Коммуникации» и «Искуственный Интелект».

Заключение

Вопросы и критика приветствуются.

Обновление

21.12.2015 — добавил информацию для ответов на вопросы от пользователя «Иванов Иван«

  • Иванов Иван

    Что происход, когда шпиона убивают? Новый появляется? Могут ли шпионы стать постоянным источником денег или науки? Уточню — будет ли это оказывать значительное влияние на развитие(основой тактики) или останется только приятной мелочью? Насколько справедливо, что по факту шпионы «производят» ресурсы. Т.е. эффект от их деятельности (саботаж не в счет) только положительный? Ведь игра пишет «украл». А по факту получается «произвел». Разнообразился бы геймплей, если бы украденное отнималось у противника?