Опыт отрядов и их повышения в Sid Meier`s Civilization V

Во время войны в Civilization V мы постоянно сталкиваемся не только с управлением тактической составляющей войск, но и с их обучением. Каждый юнит можно улучшить за опыт, приобретаемый в бою. А каждый тип юнита обладает уникальными ветками перков, которые можно прокачивать в ходе боев.

На этом закончим со вводными банальностями и перейдем к материалу, который может быть полезен не только новичкам в Циве. В этой статье я постараюсь подробно рассмотреть следующие моменты:

  1. Количество опыта, необходимого для повышения юнитов на каждом из доступных уровней.
  2. Ограничения на получение опыта юнитами.
  3. Ветки развития различных типов войск и личные комментарии к их использованию.

Количество опыта

Первый вопрос, который должен задать себе цивилизатор: как получается опыт и в каком объеме?
Если ответ на вопрос «как» большинству известен — в боевых действиях между юнитами — то ответ на вопрос «в каком объеме» уже не так прост.

Некоторые могут даже посчитать, что за любой урон — нанесенный или полученный — юниты получают одинаковое количество EXP (опыта). Но это не так. Вот правильные выкладки:

  • Атака (юнит ближнего боя): 5 EXP;
  • Защита против юнита ближнего боя: 4 EXP;
  • Атака (юнит дальнего боя): 2 EXP;
  • Защита против юнита дальнего боя: 2 EXP.

Разнообразие не большое, но оно присутствует.

Еще один способ получать опыт и прокачки — специальные здания:

  • Казармы: +15 EXP;
  • Оружейная: +15 EXP;
  • Военная академия: +15 EXP;
  • Царская библиотека (только Ассирия) с шедевром живописи: +15 EXP;
  • Панская конюшня (только Польша): +15 EXP для верховых отрядов;
  • Героический Эпос (Национальное Чудо, требует Казармы во всех городах): +15 EXP;
  • Бранденбургские Ворота (Чудо Света): +15 EXP.

Также имейте ввиду, что социальная политика «Военные традиции» (левая ветка в социальном институте «Честь») увеличит количество поступающего опыта в боях на 50%.

Обратите внимание: бонус распространяется только на боевой опыт, на опыт от зданий не действует.

Как только мы узнали способы получения опыта, встает резонный вопрос: сколько опыта нужно для повышений юнита?

Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Опыт с предыдущего уровня 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Всего опыта до уровня 0 10 30 60 100 150 210 280 360 450

Единственное исключение — цивилизация Зулусов, которая за счет своего бонуса уменьшает количество опыта для каждого уровня на 25%:

Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Опыт с предыдущего уровня 0 8 15 22 30 38 45 52 60 68
Всего опыта до уровня 0 8 23 45 75 113 158 210 270 338

Ограничения на получение опыта

Таких ситуаций всего две:

  1. Ваш юнит получил 10 уровень. Дальнейшее продвижение по «карьерной лестнице» не предусмотрено игрой.
  2. Ваш юнит получил 3 уровень и атакует варваров. Варвары не дают ни одному юниту больше 30 EXP, следовательно, дальнейшая прокачка на них невозможна. Но вы все еще можете прокачивать на варварах своих «новобранцев».

Развитие юнитов по типам войск

Теперь, пожалуй, самое интересное.
Разберем все возможные для взятия перки по классам юнитов. Здесь мы не будем разбирать особенные типы прокачек (как, например, прокачки зулусской «Иканды» или индонезийских мечников с крисом), только общие, типовые ветки развития.

Юниты ближнего боя:

image_1

Эта группа — самая многочисленная и наиболее разветвленная по перкам.

Чаще всего, в игре мы сталкиваемся только с прокачками на «плоскую» и пересеченную местность (центральная часть схемы), плюс часто используем «Моментальное исцеление», дающее +50 HP нашему раненному отряду.

Но если копнуть глубже, то мы увидим, что за обычными возможностями кроются более интересные.
Например, когда у нашего отряда уже есть 1 прокачка на «плоскую» или пересеченную местность, то он может:

  • стать медиком: позволить окружающим юнитам (и себе самому) лечить на 5 НР в ход больше; если прокачать способность «Медик» еще раз, то юнит сможет восстанавливать дополнительные 5 НР вне дружественной территории;
  • стать разведчиком: увеличить обзор на 1 клетку;
  • стать десантником: избежать штрафов при атаке через реку и при высадке с моря;
  • увеличить защиту от дальнобойных атак: на +33% за каждый из двух уровней этой прокачки.

Если мы продолжим прокачку по одной ветке, а не будем пытаться сделать «универсального бойца» на всех типах местности, то на втором уровне «плоской» или пересеченной местности юнит получит еще больше возможностей:

  • бонус против кавалерии: +33% за каждый из двух уровней прокачки;
  • бонус против танковых отрядов: +33% за каждый из двух уровней прокачки;
  • бонус при атаке городов: +50% к силе;
  • бонус против раненных юнитов: +33% к силе.

Если и на этом мы не остановим прокачку по одной ветке, то на третьем уровне «плоской» или пересеченной местности юнит получит следующие возможности:

  • бонус к перемещению по лесам и джунглям: удвоенное перемещение;
  • автоматическое исцеление каждый ход, вне зависимости от действий юнита (+15 НР);
  • дополнительное ОП (очко передвижения);
  • дополнительная атака в ход.

Вывод по юнитам ближнего боя: если нет необходимости постоянно спасать юниты «Моментальным исцелением», то можно получить значительно более эффективные отряды без увеличения затрат золота на их содержание; рекомендуется прокачка по одному типу местности до 3 уровня для получения максимальных бонусов на следующих уровнях.

Юниты дальнего боя:

image_2

Как видим, разнообразие прокачек для дальнобойных юнитов значительно меньше. Тем не менее, их возможности все еще могут удивлять.

Для первых уровней прокачки по местности доступен бонус «Прикрытия», уменьшающий урон от дальнобойных атак по самому отряду. Полезно при затянувшихся перестрелках между дальнобойными юнитами.

Для артиллерийских отрядов на этом уровне дополнительно доступна прокачка на +50% урона по городам, что значительно упрощает их захват.

На вторых уровнях прокачки по местности доступно исцеление отрядов независимо от предпринятых действий (+15 НР за ход).

На третьих уровнях прокачки по местности доступна «Логистика» (дополнительная атака в ход) и «Радиус» (+1 к радиусу обстрела). Обе эти способности делают ваши дальнобойные отряды вдвое эффективнее.

Вывод по юнитам дальнего боя: поскольку юниты данного типа должно быть легче отводить с линии огня/атаки, прокачивать их еще важнее и приоритетнее, чем юниты ближнего боя. При хорошей огневой поддержке вы сможете переломить ход любого сражения.

Морские юниты ближнего боя:

image_3

Небольшая вариативность окупается высокой полезностью большинства перков этой ветки. Здесь уже нет прокачек на местность, их заменяют специализации на атаку других кораблей и городов.

Бонусные перки для 1, 2 и 3 уровня прокачки «на корабли» и «на города» ничем не отличаются:

  • для первых уровней — +1 ОП или +1 радиус обзора;
  • для вторых уровней — «Снабжение» (возможность лечиться за границами своей империи по +15 НР за ход);
  • для третьих уровней — «Логистика» (+1 атака в ход).

Вывод по морским юнитам ближнего боя: если нет необходимости в постоянном «Моментальном лечении» (а такая необходимость может возникнуть из-за того, что лечиться сами на нейтральной территории корабли не могут), то повышения «Снабжение» и «Логистика» позволят многократно увеличить эффективность каждого морского юнита ближнего боя.

Морские юниты дальнего боя:

image_4

Для этого типа базовыми являются прокачки по специализациям на сухопутные и морские юниты.

При этом вариативность, по сравнению с морскими юнитами ближнего боя, немного возрастает.

Здесь можно взять не только +1 ОП, +1 радиус обзора, «Снабжение» и «Логистику», но и +1 радиус обстрела (для второго уровня специализации).

Также здесь присутствуют уникальные ветки для Субмарин и Авианосцев.

Для субмарин предпочтительнее их уникальные прокачки «Волчья стая» увеличивающие атаку на +25% за каждый уровень повышения.

Для Авианосцев доступна дополнительная защита или увеличение количества перевозимых самолетов. Здесь выбор весьма ситуативен. Если нужно пробиться через вражеский флот и скинуть атомную бомбу, то лучше обезопаситься броней. Если же вашим войскам нужно подкрепление с моря в виде большого количества самолетов, то эффективнее увеличить количество переносимых каждым авианосцем юнитов.

Военно-воздушные силы:

image_5

Данный тип войск реже всего страдает необходимостью применения «Моментального исцеления», поэтому количеству прокачек самолетов часто могут позавидовать даже закаленные сухопутные/морские отряды.

Прежде всего, следует понимать, что все юниты ВВС подразделяются на два подтипа: истребители и бомбардировщики.
Каждый из этих подтипов имеет по две основные специализации, плюс две дополнительные — для морских и танковых отрядов.

Специализации истребителей: «Перехват» (+33% при перехвате вражеской авиации за каждый из 3 уровней прокачки) и «Воздушный бой» (+33% к «Зачистке неба» — действие против вражеских истребителей — за каждый из 3 уровней прокачки).

Специализации бомбардировщиков: «Бомбардировка» (+33% к силе атаки сухопутных юнитов за каждый из 3 уровней прокачки) и «Осада» (+33% к силе атаки городов за каждый из 3 уровней прокачки)

Общими для истребителей и бомбардировщиков являются прокачки на радиус действия (+2 клетки) и  автоматическую починку (+20 НР в ход, вне зависимости от произведенных действий).

Уникальный перк истребителей: «Вылет» (дополнительный перехват в ход).

Уникальные перки бомбардировщиков: «Уклонение» (сокращение урона от перехвата истребителями на 50%) и «Логистика» (+1 атака в ход).

Общие выводы

Опыт — ценнейший ресурс каждого отряда в Civilization V.

Как расходовать этот ресурс — дело каждого игрока, поскольку игровые ситуации бывают разными. Когда-то нужно спасти юнит «Моментальным исцелением», а когда-то — увести раненного с линии огня и прокачать определенный перк, чтобы через несколько ходов вернуть в бой с удвоенной эффективностью.

Цель этой статьи — лишь раскрыть и систематизировать все возможности по прокачке юнитов, ибо научить каждого действовать в любой непредвиденной ситуации невозможно.

  • nelolpp

    Юнит можно продвигать выше 10го уровня, а варвары не дают опыт с 3го уровня, а не 4го

    • Вадим Скворцов

      Откуда информация, если не секрет?

      • nelolpp

        На личном опыте много раз проверял

  • Andrew Koldyrev

    Полезная статья, спасибо. Единственное, не всегда очевидно, какому улучшению какой кругляш соответствует и английский язык в рисунках.

    • Вадим Скворцов

      Сначала я попытался сделать картинки с подписями (названия и эффекты прокачек), но потом понял, что схемы вместе с объяснениями уже не нарисую.

  • Тарас Гузнаев

    у скаутов еще своя ветка прокачки, я помню прокачивал скаута до упора ради теста через войнумир с ГГ но сейчас уже отличия не вспомню

    • nelolpp

      Да, этого тоже не хватает в статье.
      Там 3 прокачки на +1 к обзору. 2 «выживания» на +25% к защите и +5 к лечению вне своих земель и 3-е «выживание», которое лечит каждый ход и позволяет отступить на клетку назад при защите от лобовой атаки

  • Сидри

    полезная статья, удивляюсь как раньше не встречал. Единственное, много неточностей, если не сложно, поправьте.
    1. Дальнобойная атака дает 3 опыта, а не 2.
    2. Ассирийская библиотека добавляет 10 ОП, а не 15.
    3. Героический эпос добавляет 15% силы, а не 15 ОП.
    4. Всадники не могут получать прокачку лесоруба и бонус против городов, а милишники не получают +1 обзор +1 ход.
    5. Прокачка «Марш» лечит не на 15 хп, а на сколько, сколько излечился бы юнит если бы не действовал, то есть на своей земле на 20, в городе на 25, на нейтарали или враждебной терре на 10.